Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 700 
Next page End  

их интерпретации акцент делается на особенностях личности, а не на диагностических понятиях.
Поскольку выводы из MMPI делались на основе различий между критериальной [Критериальная
группа
тестируемых отличается от контрольной по некоторому критерию (например, заболеванию
шизофренией). — Прим. перев.] и контрольной группами, на самом деле неважно, является ли правдой
то, что отвечает испытуемый. Важно то, что он говорит это. Если на утверждение «Моя мать никогда
меня не любила» шизофреники отвечают: «верно», а контрольные испытуемые отвечают: «ложно», то
их ответы служат признаком различия этих групп, независимо от того, как на самом деле вели себя их
матери. В этом преимущество теста, основанного на привязке к критерию, перед тестами, основанными
на предположении их создателей, что некоторые ответы указывают на конкретные черты личности.
Недостаток его — в действительном отсутствии теоретического понимания связи между ответами на
тест и определяемыми им особенностями личности.
Тест MMPI, опубликованный в 1943 году, основан на исследовании, начавшемся в 1939-м. К
сегодняшнему дню по MMPI опубликовано более 8000 исследовательских работ, и этот тест переведен
более чем на 15 языков. Существует несколько частных фирм, предлагающих компьютерную обработку
показателей и интерпретацию этого опросника.
На протяжении лет MMPI критиковался за слабую надежность и валидность некоторых его
шкал. Стало также очевидным, что первоначальный опросник начинает устаревать и его пора
пересматривать. Но огромное количество данных по оригинальной версии отбивало охоту у
большинства исследователей вообще браться за столь устрашающую задачу. Тем не менее это было
сделано. Тест MMPI-2 был опубликован в 1989 году, и в нем есть ряд существенных изменений, хотя и
сохранены основные черты первоначального варианта, включая большую часть тестовых пунктов
оригинала. Новая версия была стандартизована на более обширной и более многообразной выборке,
лучше отражающей население Соединенных Штатов (Graham, 1990). Уже ведется трудная работа по
оценке сравнимости показателей старого и нового вариантов.
В целом MMPI оказался наиболее ценным средством общего различения нормальных и
аномальных групп и может использоваться для оценки общей тяжести тех или иных нарушений
личности (Meehl & Dahlstrom, 1960). Однако он не столь успешен в проведении тонких различий между
разными формами психопатологии (Kleinmutz, 1982).
Хотя первоначально MMPI разрабатывался для определения людей с серьезными
расстройствами личности, он широко использовался и для изучения нормальных групп. Но поскольку
MMPI не содержит адекватной выборки личностных качеств, применяемых для описания нормальной
личности, был разработан Калифорнийский психологический опросник (CPI: California Psychological
Inventory),
использующий во многом те же пункты. Шкалы CPI измеряют такие черты личности, как
доминирование, общительность, самооценка, ответственность и социализируемость. Чтобы набрать
сравниваемые группы для некоторых шкал, учащихся средних школ и колледжей просили указать
одноклассников, у которых сильно или слабо выражена та или иная черта личности. Так, в случае
шкалы доминирования критериальная группа состояла из учащихся, за которыми их сверстники
признавали сильное доминирование (агрессивность, уверенность, самоуверенность), а контрольная
группа состояла из учащихся, у которых их сверстники признавали слабое доминирование
(застенчивость, недостаток самоуверенности, заторможенность). Пункты теста, обнаружившие
статистически значимое различие между критериальной и контрольной группами, включались в шкалу
доминирования. CPI все еще остается одним из наиболее валидных опросников личности, пригодных
для применения к нормальным группам (Megagree, 1972).
Q-классификация. Есть один особый метод измерения личностных качеств, называемый Q-
классификацией (Q-sort; буква Q в названии выбрана произвольно и ничего не означает). В этом методе
оценивающий, или сортировщик, составляет описание личности индивида путем сортировки примерно
100 карт по кучкам. Каждая карта содержит утверждение о личности (например: «Имеет широкий круг
интересов» или «Он сам себе враг»). Оценивающий сортирует карты на 9 кучек, помещая те карты,
которые менее всего относятся к индивиду, в кучку 1 слева, а те, которые характеризуют его лучше
всего, — в кучку 9 справа. Другие карты распределяются по промежуточным кучкам, причем те,
которые и характерны, и нехарактерны, откладываются в среднюю кучку (кучку 5). Таким образом,
каждому утверждению Q присваивается число в диапазоне от 1 до 9, причем большее число означает,
что это утверждение более характерно для данного человека. (В некоторых Q-классификациях
используется меньше или больше 9 кучек, но принцип тот же.)
На первый взгляд кажется, что здесь нет отличий от процедуры, в которой оценивающий
Hosted by uCoz