родители могут идентифицировать своих детенышей и оказывать помощь конкретно им.
Если размножение происходит половым путем и партнеры не находятся в близких родственных
отношениях, то потомки получают по половине генов от каждого из родителей. С точки зрения
родителя, ребенок генетически наполовину так же важен, как и он сам, а успешность размножения у
потомков почти столь же важна для передачи генов, как свое собственное размножение. Кроме того,
подобная частичная генетическая идентичность распространяется на всех родственников, а не только на
потомков. Поэтому, с точки зрения генетического эгоизма, естественным будет заботливое поведение
индивида по отношению ко всем родственникам, а не только к потомству. Такое поведение
определяется так называемым родственным отбором врожденной способностью к восприятию
сигналов, отражающих степень и вероятность родства. Независимо от того, может ли индивид
определить генеалогическую связь, он, вероятно, будет инстинктивно предпочитать родственников не
родственникам и близких родственников (родители, дети, братья, сестры) более дальним.
У птиц самец, партнерша которого отложила яйца в гнезде, может получить эволюционное
преимущество, если станет высиживать яйца и выкармливать птенцов. Но может ли он быть вполне
уверен, что партнерша не была оплодотворена другим самцом и что из всех яиц вылупится именно его
потомство? У многих видов птиц часто случается, что самка, с ее согласия или без него,
оплодотворяется посторонним самцом. Самцы таких видов особенно внимательно наблюдают за
поведением подруг и усерднее других изгоняют соперников со своей территории. Предполагается, что
самцы тех видов, у которых в среднем 10% яиц оплодотворяются соперниками, менее добросовестно
исполняют обязанности по отношению к птенцам, чем самцы тех видов, у которых измены не
встречаются никогда.
Родственный отбор является одним из факторов, определяющих то, что называется
бескорыстным поведением. Другой такой фактор взаимопомощь между не родственными
индивидами в расчете на немедленную или возможную в будущем выгоду для каждого из них. Так
называемое бескорыстное поведение может быть вызвано эгоистичным расчетом или манипуляцией со
стороны других особей родственными чувствами или другими альтруистичными или кооперативными
инстинктами. Самки птиц, так же как и самцы, не могут быть уверены, что птенцы их собственные, из-
за подкладывания яиц, в то время как хозяева гнезда ненадолго отлучились за пищей (Sayler, 1992). Это
случается у многих видов. Одна самка извлекает генетическую пользу, эксплуатируя родительские
инстинкты другой. Особенно широко обман и манипулирование развиты в человеческом обществе, что
объясняется возможностью вербального контакта между людьми. Согласно Шекспиру, Генрих V
обращался к своей армии: «Мы отряд братьев». Лидеры феминисток говорят о «сестринских
отношениях». Ложь и манипуляции чужими эмоциями, конечно же, могут быть как оправданными, так
и неоправданными.
Почему мы не рождаемся эгоистами
Франс Б. М. де Ваал, Университет Эмори
«Насколько бы эгоистичным ни считался человек, несомненно, в его природе существуют
некоторые принципы, которые делают его заинтересованным в чужом успехе, а чужое счастье
необходимым для него, хотя он и не извлекает из ситуации никакой выгоды, кроме удовольствия это
видеть». (Адам Смит, 1759)
Когда Ленни Скатник в 1982 году нырял в ледяной Потомак, чтобы спасти жертву крушения
самолета, или когда жители Голландии укрывали еврейские семьи во время Второй мировой войны, они
подвергали свою жизнь опасности ради совершенно незнакомых людей. Аналогично, Бинти Джуа,
горилла в чикагском Брукфилдском зоопарке, спасала мальчика, потерявшего сознание и упавшего в ее
вольер, совершая действия, которым ее никто не учил.
Подобные примеры производят неизгладимое впечатление главным образом потому, что в них
говорится о пользе для представителей нашего вида. Но изучая эволюцию эмпатии и морали, я нашел
богатые свидетельства заботы животных друг о друге и их отзывчивости к чужому несчастью, которые
убедили меня в том, что выживание порой зависит не только от побед в схватках, но и от
сотрудничества и доброжелательности (de Waal, 1996). Например, среди шимпанзе часто бывает, что
очевидец подходит к жертве нападения и нежно кладет руку на ее плечо.
Несмотря на эти тенденции к проявлению заботы, люди и другие животные регулярно
изображаются биологами как полные эгоисты. Причина этому теоретическая: все поведение
рассматривается как развившееся для удовлетворения собственных интересов индивида. Логично
|