известный нам способ. Оценки студентов первого курса предсказываются показателями IQ несколько
лучше, чем оценками или характеристиками, полученными учащимися в средней школе. Оценки,
получаемые учащимися на первом году обучения в аспирантуре, также лучше предсказываются
показателями IQ, чем оценками и характеристиками, полученными в университете. Но точность
предсказания на основе IQ (или SAT или GRE) ограничена, и оценки многих кандидатов будут
отличаться от ожидаемых. Создатели тестов утверждают, что даже ограниченная предсказуемость
может помочь чиновникам, занимающимся зачислением в учебные заведения, принять более верное
решение, чем без использования тестов (Hunt, 1995).
Много лет я возглавлял приемную комиссию. Одним из моих самых грустных открытий было то,
что тестам типа GRE придают огромное значение. Допускаю, что существуют другие основания для
выбора из кандидатов со сходными оценками и результатами теста GRE, однако кандидаты с очень
низкими результатами теста не будут приняты в большинство университетов, если только заведение не
нуждается в заполнении мест по финансовым соображениям.
Все, кто работает в приемных комиссиях, могут рассказать истории о претендентах с очень
высокими результатами тестов, которые оказываются неудачниками, неспособными творчески мыслить
и эффективно справляться с работой. Или о редких претендентах с низкими результатами тестов,
которые каким-либо образом поступили в учебное заведение и опровергли прогноз, став одними из
лучших студентов. Я не утверждаю, что тесты общего интеллекта, такие как GRE, IQ и SAT,
бесполезны. Но они не совершенны, и претенденты, отлично справляющиеся с ними, являются только
одним из типов людей, которые могут хорошо успевать в учебе. Другие типы претендентов (например,
с хорошо развитыми практическими навыками, творческими способностями, навыками межличностных
отношений) систематически отвергаются.
Но мои самые серьезные претензии к тестам общего интеллекта заключаются в том, что они
производят на меня впечатление средства измерения общего интеллекта не более, чем тесты
достижений по математике или истории. Как и в случае со всеми тестами достижений, оценки,
полученные с помощью SAT, тестов интеллекта и GRE, подвержены внешним влияниям, включая
репетиторство, качество преподавания в школе, уровень образованности родителей и их заработок. Не
будет сюрпризом обнаружить, что количество школьных занятий по математике позволяет
прогнозировать результат, получаемый в математических вопросах, входящих в SAT и GRE, даже после
измерения начальных математических способностей. Это значит, что хотя очки, полученные за
математические вопросы, добавляются к результату, на основе которого прогнозируются оценки в
колледже или аспирантуре, они могут отражать врожденную способность к математике не более, чем
результат тестов по французскому языку позволяет судить о способности человека, не изучавшего
французский в школе, к овладению этим языком. Таким образом, я часто рассматриваю тесты «общего
интеллекта» как тесты достижении и считаю, что они отражают количество накопленных человеком
знаний. Они мало говорят нам о действительных способностях в различных обстоятельствах, особенно
в ситуациях, требующих мыслить иначе, чем при ответах на тестовые вопросы. Подобные тесты мало
говорят нам и о важных талантах, не поддающихся измерению, таких как творческие способности,
практический интеллект, способность к организации, мотивации и управлению собой и другими,
навыках, которые, по-видимому, в чем-то независимы от так называемых тестов интеллекта и которые,
как было показано, предсказывают важные образовательные результаты.
В последнее время проводилось большое количество исследований прогностической валидности
SAT и GRE и было обнаружено, что в то время как результаты этих тестов могут предсказывать оценки,
получаемые на первом году обучения, их способность к прогнозированию со временем уменьшается. В
одном недавнем исследовании даже сообщалось, что GRE вообще не позволяет после первого года
обучения в аспирантуре прогнозировать оценки второго, третьего и четвертого годов или креативность
и качество докторской диссертации (Sternberg & Williams, 1997), хотя возможно, что это «спящий
эффект» и показатели интеллекта спрогнозируют в итоге дальнейшие карьерные достижения и
заработок. Эти тесты, фактически являющиеся тестами достижений, имеют множество валидных
применений, однако неблагоразумно называть их тестами «общего интеллекта», пока не будет показано,
что с их помощью можно получить представление о намного более широком спектре способностей и
достижений, чем сейчас. А пока не повысится их прогностическая способность, нам не следует путать
ребенка и его фотографии.
---
|