на мысли и поведение. Эта топографическая модель была первой попыткой Фрейда «составить карту»
человеческой психики. Он не первым открыл бессознательные мысленные влияния еще Шекспир
включал их в свои пьесы, но Фрейд отвел им первостепенную роль в повседневном функционировании
нормальной личности.
С акцентом Фрейда на бессознательных процессах была тесно связана его убежденность в
детерминизме человеческого поведения. Доктрина психологического детерминизма предполагает, что
все мысли, эмоции и действия имеют свою причину. Фрейд считал, что не только все психологические
события причинно обусловлены, но и что большинство из них вызваны неудовлетворенными
потребностями и бессознательными желаниями. В одной из своих ранних публикаций
(«Психопатология обыденной жизни», 1901) Фрейд утверждал, что сны, юмор, забывание и обмолвки
(«фрейдовские оговорки») все это служит для облегчения психической напряженности путем
высвобождения подавленных импульсов и удовлетворения неосуществленных желаний.
Собрание сочинений Фрейда включает 24 тома. Его первая, и главная, работа «Толкование снов»
была опубликована в 1900 году, а последний трактат «Очерк психоанализа» в 1940-м, через год
после его смерти. Здесь мы сможем только в самом общем виде очертить его теорию личности.
Структура личности
Фрейд обнаружил, что его топографическая модель слишком проста для описания личности
человека, и продолжал развивать модель строения, в которой личность делилась на три основные
взаимодействующие системы, управляющие человеческим поведением: ид («оно»), эго (Я) и суперэго
(сверх-Я).
Ид
наиболее примитивная часть личности, из которой позднее развиваются эго и суперэго.
«Оно» есть у новорожденного и состоит из основных биологических импульсов (или потребностей):
нужды в еде, питье, удалении отходов, избегании боли и получении сексуального (чувственного)
удовольствия. Фрейд полагал, что к основным биологическим потребностям относится также агрессия
(см. гл. 11). Фактически он считал, что сексуальные и агрессивные потребности являются самыми
важными инстинктами, определяющими всю жизнь личности. «Оно» требует немедленного
удовлетворения этих импульсов. Подобно маленькому ребенку, «оно» руководствуется принципом
удовольствия: стремится получать удовольствие и избегать боли, невзирая на внешние обстоятельства.
Эго. Дети вскоре узнают, что их импульсы не могут всегда удовлетворяться немедленно. Голоду
придется подождать, пока кто-то не достанет еду. Освобождение прямой кишки или мочевого пузыря
должно быть отложено, пока мы не дойдем до туалета. За некоторые импульсы (например, за игру со
своими гениталиями или за битье кого-нибудь) родитель может наказать. Эго новая часть личности,
которая развивается по мере того, как маленький ребенок научается учитывать требования реальности.
Эго подчиняется принципу реализма: удовлетворение импульсов следует отложить до наступления
подходящей ситуации. По сути, эго «ответственный исполнитель» личности: оно решает, какие
действия являются подходящими и какие импульсы от «оно» следует удовлетворить и каким именно
способом. Эго является посредником между требованиями «оно», реалиями мира и требованиями
суперэго.
Суперэго. Третья часть личности суперэго, которое судит о правильности или
неправильности действий. Вообще, суперэго это перенесенная вовнутрь репрезентация ценностей и
морали общества; оно включает совесть индивида, а также его представления о морально идеальном
человеке (называемом идеалом эго).
Суперэго развивается в ответ на вознаграждения и наказания со стороны родителей. Поначалу
родители контролируют поведение ребенка непосредственно, путем вознаграждения и наказания.
Включая родительские стандарты в свое суперэго, ребенок ставит поведение под свой контроль.
Ребенку уже не нужно, чтобы кто-то говорил ему, что красть неправильно, это ему скажет суперэго.
Нарушение стандартов суперэго или даже импульс, направленный на это, создает тревожность
первоначально это была боязнь потерять любовь родителей. Согласно Фрейду, эта тревожность в
основном бессознательная, но может переживаться как чувство вины. Если родительские стандарты
откровенно жесткие, человеком может овладеть чувство вины и он начнет подавлять все агрессивные
или сексуальные импульсы. Напротив, индивид, которому не удается включить в свое суперэго какие-
либо стандарты приемлемого социального поведения, может чрезмерно себе потворствовать или
вовлекаться в криминальное поведение. Говорят, что у такого человека слабое суперэго.
Часто эти три составляющих личности противостоят друг другу: эго откладывает
|