С разрешением эдипова конфликта прекращается фаллическая стадия, за которой следует период
латенции; он длится примерно от 7 до 12 лет. В течение этого сексуально спокойного времени ребенок
начинает меньше интересоваться своим телом и обращает свое внимание на навыки, необходимые,
чтобы справляться с окружением. Наконец, отрочество и пубертатный период вводят его в генитальную
стадию зрелую фазу взрослой сексуальности и функционирования.
Фрейд понимал, что особые проблемы, возникающие на всякой стадии, могут задержать (или
фиксировать) развитие, оказав долгосрочное влияние на личность индивида. Тогда либидо останется
связанным с деятельностью, соответствующей этой стадии. Так, человек, которого отняли от груди
слишком рано и который не получил достаточно удовольствия от сосания, может зафиксироваться на
оральной стадии. Во взрослом возрасте такой человек будет слишком зависим от других и явно
предпочитать такие оральные удовольствия, как еда, питье и курение. Такой человек называется
оральной личностью. Человек, зафиксировавшийся на анальной стадии психосексуального развития,
может быть ненормально сосредоточен на чистоте, аккуратности и бережливости и склонен
сопротивляться внешнему давлению это анальная личность. Неадекватное разрешение эдипова
конфликта может вести к слабому чувству морали, трудностям в отношениях с авторитетными людьми
и многим другим проблемам.
Модификации теории Фрейда
Свою теорию Фрейд совершенствовал всю жизнь. Как хороший ученый, он оставался открыт
новым данным, пересматривал прежние позиции, когда накапливались новые данные, которые не
вписывались в прежнюю теорию. Например, почти в конце карьеры он полностью пересмотрел свою
теорию тревожности. Теорию Фрейда развивала далее его дочь Анна, которая сыграла особенно
важную роль в прояснении механизмов защиты (1946/1967) и в применении психоаналитической
теории в детской психиатрии (1958).
Но если для новых данных Фрейд был открыт, то он был эмпатически не открыт для мнений,
расходящихся с его убеждениями. Он был особенно несокрушим, требуя, чтобы коллеги и
последователи не ставили под сомнение теорию либидо и центральную роль сексуальных мотивов в
функционировании личности. Такой догматизм привел Фрейда к разрыву со многими из наиболее
блестящих его коллег, которые разрабатывали альтернативные теории, уделявшие большее внимание
несексуальным мотивам. К этим бывшим коллегам принадлежали Карл Юнг и Альфред Адлер, а в
более позднее время Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Эрих Фромм.
Из тех, кто порвал с Фрейдом, самым известным был, пожалуй, Карл Юнг. Первоначально
являвшийся одним из наиболее преданных последователей Фрейда, в конечном итоге Юнг пришел к
принципиальным разногласиям с некоторыми аспектами теории Фрейда и основал собственную
психологическую школу, которую он назвал аналитической психологией. Юнг считал, что помимо
личного бессознательного, описанного Фрейдом, существует коллективное бессознательное, часть
сознания, разделяемая всеми людьми. Коллективное бессознательное состоит из первобытных образов,
или архетипов, унаследованных нами от наших предков. К числу этих архетипов относятся архетипы
матери, отца, солнца, героя, бога и смерти. Для нахождения свидетельств существования этих
архетипов Юнг изучал сновидения, мифы и другие продукты культуры и отмечал, что определенные
образы, такие как образ хищника, часто появляются в сновидениях, а также встречаются в религиозных
писаниях и древних мифологиях, с которыми люди, которым снятся такие сны, незнакомы. Таким
образом, хотя Юнг был согласен с Фрейдом по вопросу о существовании бессознательного, он считал,
что теория Фрейда не в состоянии объяснить общераспространенные образы, или архетипы,
присутствующие в бессознательной части психики всех людей.
Другим известным «неофрейдистом» был американский психолог Гарри Стек Салливан.
Салливан разработал свою собственную теорию личности на базе своего психоаналитического опыта. В
своей теории он сделал основной акцент на межличностных отношениях, утверждая, что личность
«никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых человек
живет и в которых находится его бытие» (Sullivan, 1953, р. 10). С точки зрения Салливана, реакции
людей на межличностный опыт заставляют их вырабатывать персонификации психические образы
себя и других. Образы себя подразделяются на три категории: персонификация «хорошего я», «плохого
я» и «не-я». Последняя категория содержит те аспекты «я», которые являются настолько угрожающими,
что индивидуум отделяет их от своей я-системы и удерживает их в бессознательном. Данная концепция
близка к концепции вытеснения Фрейда, поскольку утверждает, что требуется постоянное усилие для
|