Holmes, 1974; Blum, 1953; Sears, 1944, 1943). Вообще, его теория строения личности (эго, «оно» и
суперэго), теория психосексуального развития и понятие энергии с годами не стали лучше. Даже
некоторые психоаналитики готовы отказаться от них или существенно их видоизменить (см., напр.:
Schafer, 1976; Kline, 1972). С другой стороны, динамическая теория Фрейда теория тревожности и
механизмов защиты от нее выдержала проверку временем, исследованиями и наблюдениями.
Проведенное недавно обзорное исследование деятельности психоаналитически
ориентированных психологов и психиатров свидетельствует о том, что большинство из них разделяет
ряд идей, вызывавших разногласия, когда они были впервые предложены Фрейдом, включая идею о
значении переживаний раннего детства для формирования личности в зрелом возрасте и центральной
роли конфликтов и бессознательного в психической жизни человека (Westen, 1998).
Бихевиористский подход
В отличие от психодинамического подхода к личности, бихевиористский подход опирается на
детерминанты поведения, связанные с окружением, или ситуацией. Поведение есть результат
непрерывного взаимодействия между переменными личности и переменными окружения. Условия
окружения формируют поведение через научение; поведение человека, в свою очередь, формирует
окружение. Люди и ситуации взаимно влияют друг на друга. Чтобы прогнозировать поведение, нужно
знать, как характеристики индивида взаимодействуют с характеристиками ситуации (Bandura, 1986). В
современной формулировке бихевиористский подход теперь называется теорией социального научения,
или социально-когнитивным подходом.
Социальное научение и обусловливание
Оперантное обусловливание. На поведение индивида значительно влияют другие люди
получаемые от них вознаграждения и наказания. Соответственно, один из важнейших принципов
теории социального научения это оперантное обусловливание и связанные с ним процессы, которые
мы обсуждали в главе 7. Люди ведут себя так, чтобы с наибольшей вероятностью получить
подкрепление, а индивидуальные различия в поведении возникают в основном из различий в опыте
научения, полученном человеком в ходе роста.
Хотя многие схемы поведения человек усваивает через непосредственный опыт, получая за свое
поведение вознаграждения или наказания тем или иным способом, многие реакции он осваивает также
через наблюдение. Люди могут учиться, наблюдая за действиями других и замечая последствия этих
действий. Если бы все свое поведение нам приходилось действительно формировать путем
непосредственного подкрепления наших реакций, это был бы медленный и неэффективный процесс.
Сходным образом, подкрепление, контролирующее проявления усвоенного поведения, может быть
прямым (осязаемое вознаграждение, социальное одобрение или неодобрение или облегчение
неприятных условий), викарным (наблюдение за тем, как кто-то получает вознаграждение или
наказание за поведение, сходное со своим собственным) или самоназначаемым (оценка своей
собственной деятельности похвалой или укором себя).
Поскольку большинство социальных видов поведения неодинаково вознаграждаются во всех
ситуациях, индивид учится отличать контексты, в которых то или иное поведение является
подходящим, от тех, в которых оно подходящим не является. В той степени, в которой человек
вознаграждается за одну и ту же реакцию во многих разных ситуациях, имеет место генерализация,
обеспечивающая одно и то же поведение индивида в разных ситуациях. Так, мальчик, который
подкрепляется за физическую агрессию дома, в школе и в игре, вероятно, станет глубоко агрессивной
личностью. Чаще агрессивные реакции вознаграждаются по-разному, и выученные дифференцировки
определяют те ситуации, в которых индивид будет проявлять агрессию (агрессия, например, приемлема
на футбольном поле, но не в классе). Поэтому сторонники теории социального научения сомневаются в
полезности таких характеристик человека, как «агрессивный», полагая, что этот термин скрывает
изменчивость поведения в разных ситуациях.
Классическое обусловливание. Чтобы объяснить эмоцию или аффект, в теорию социального
научения включена концепция классического обусловливания (см. гл. 7). Например, когда родители
наказывают ребенка за какие-нибудь запрещенные действия, это наказание вызывает физиологические
реакции, которые ассоциируются с виной или тревожностью. В последующем поведение ребенка может
|