большей силой, вызывая у них сильные терзания. Последние вместе с сопровождающим их
физиологическим возбуждением негативно влияют на организм.
Во-вторых, сам акт подавления или вытеснения физически утомителен и может отрицательно
сказываться на организме. То есть постоянное выталкивание мыслей из сознания и слежение за тем, не
возвращаются ли они, требует физической энергии и может вести к хроническому возбуждению,
наносящему ущерб организму.
Было показано (Pennebaker, 1990), что если человек подробно говорит о своих травмах и
связанных с ними эмоциях либо в разговоре, либо просто записывая их в дневник, то это уменьшает его
склонность к «умственной жвачке» этих травм и иногда помогает укрепить здоровье. Вербальное
выражение страхов и эмоций помогает конкретизировать их и таким образом приносит человеку какое-
то облегчение. Когда мы рассказываем другим о своих травмах и эмоциях, слушатели оказывают нам
социальную поддержку и придают валидность нашим чувствам. Наконец, разговоры о травме помогают
привыкнуть к ней, так что при каждом мысленном обращении к ней она не, вызывает отрицательные
эмоции той же силы.
Рационализация. Когда лиса из басни Эзопа ругала виноград за кислый вкус, потому что не
могла до него дотянуться, она тем самым демонстрировала защитный механизм, известный как
рационализация. «Рационализация» не означает «действовать рационально»; она означает
приписывание тому, что мы делаем, логических или социально одобряемых мотивов, так чтобы
казалось, что мы действуем рационально. Рационализация выполняет две функции: она облегчает наше
разочарование, когда нам не удается достичь цели («Все равно мне это не было нужно»), и обеспечивает
нас приемлемыми мотивами нашего поведения. Когда мы действуем импульсивно или на основе
мотивов, которые не желаем признать даже перед собой, мы прибегаем к рационализации
совершаемого, чтобы выставить свое поведение в более благоприятном свете.
Стремясь найти не истинную, а хорошую причину, люди прибегают ко множеству
оправдательных отговорок. Обычно эти отговорки правдоподобны; просто в них не говорится о всей
правде. Например, может быть правдой, что «Моя соседка по комнате не смогла меня разбудить» или
«Мне надо было сделать слишком много других вещей», но, возможно, это не настоящие причины,
почему человек не сделал то, о чем говорится. Те, кого это действительно интересует, ставят будильник
или находят время.
Эксперимент с постгипнотическим внушением (см. гл. 6) демонстрирует процесс
рационализации. Гипнотизер инструктирует находящегося под гипнозом пациента, что после
пробуждения он посмотрит на гипнотизера и, когда тот снимет свои очки, пациент откроет окно, но не
будет помнить, что гипнотизер сказал ему это сделать. Отошедший от транса испытуемый чувствует
себя немного сонным, но скоро смешивается с людьми в комнате и ведет обычный разговор, скрыто
поглядывая на гипнотизера. Когда тот небрежно снимает очки, испытуемый чувствует импульс к тому,
чтобы открыть окно. Он делает шаг в этом направлении, но колеблется. Бессознательно он мобилизует
свое желание быть разумным человеком; пытаясь найти причину своего импульса открыть окно, он
говорит: «Здесь немного душно, правда?». Найдя нужное оправдание, он открывает окно и чувствует
себя комфортнее (Hilgard, 1965).
Реактивное образование. Иногда человек скрывает мотив от самого себя путем сильного
выражения противоположного мотива. Такая склонность называется реактивное образование. Мать,
которая чувствует себя виноватой за то, что не хочет своего ребенка, может стать слишком
снисходительной и слишком оберегать своего ребенка, чтобы уверить его в своей любви и убедить себя,
что она хорошая мать. В одном из случаев мать, которая хотела сделать все для своей дочери, не могла
понять, почему этот ребенок настолько этого не ценит. В большой убыток себе она заставляла свою
дочь брать дорогие уроки фортепиано и помогала ей в ежедневных практических занятиях. Хотя эта
мать считала себя чрезвычайно доброй, на самом деле она была очень требовательной фактически
враждебной. Эта мать не осознавала своей враждебности, но, встречаясь с ней, допускала, что в детстве
ненавидела уроки фортепиано. Под сознательной маской своей доброты она бессознательно была
жестока со своей дочерью. Дочь смутно чувствовала, в чем дело, и у нее развились симптомы,
требующие психологического лечения.
У некоторых людей, фанатично восстающих против распущенности нравов, алкоголя или
азартных игр, в таком виде проявляется реактивное образование. У части из них в прошлом, возможно,
были трудности с этими проблемами, и их ревностная кампания может служить средством оградить
себя от возможности рецидива.
Проекция. У всех нас есть нежелательные черты, которые мы не признаем даже сами перед
|