Существует развернутая классификация аномального поведения. Некоторые виды такого
поведения проявляются в острой форме и преходящи, они возникают в результате определенных
стрессовых событий, тогда как другие являются хроническими и длятся иногда всю жизнь. Поведение и
эмоциональные проблемы каждого человека уникальны; не существует двух людей, ведущих себя
совершенно одинаково и обладающих одинаковым жизненным опытом. Однако патопсихологи находят
достаточно много общего, чтобы относить каждый из случаев к тому или иному классу.
У классификации аномальностей есть преимущества и недостатки. Если разные виды
аномального поведения возникают по разным причинам, можно надеяться раскрыть их, группируя
индивидов по сходству в поведении и затем устанавливая, в чем еще обнаруживается их подобие.
Формулировка диагноза позволяет при работе с больными быстро и кратко обмениваться информацией.
Диагноз «шизофрения» кое-что говорит о поведении человека. Знание того, что симптомы индивида
сходны с симптомами других пациентов (с определенным течением болезни или с улучшением после
определенного лечения), также помогает выбрать правильный курс лечения. Недостатки сказываются
тогда, когда мы придаем слишком большое значение поставленному диагнозу. Название болезни может
заставить нас проглядеть уникальные особенности каждого случая и подогнать его под классификацию.
Можно также забыть, что то или иное название разадаптированного поведения не является его
объяснением; классификация поведения не говорит нам о том, как оно возникло или что ему
способствовало.
Специалисты по психическому здоровью в США (у нас принято называть их патопсихологами.
Этим словом мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Прим. ред.)
пользуются классификацией
психических расстройств под названием Диагностическое и Статистическое Руководство по
Психическим расстройствам, 4-е издание (сокращенно DSM-IV); оно, в общем, соответствует
международной номенклатуре, составленной Всемирной Организацией Здравоохранения. Основные
виды психических расстройств, согласно DSM-IV, приведены в табл. 15.1. Некоторые из этих
нарушений мы подробно обсудим в этой главе. Под каждым из этих заголовков в DSM-IV приведен
обширный список подвидов, а также описаний симптомов, которые должны присутствовать, чтобы
можно было применить данный диагноз.
Таблица 15.1. Классификация психических расстройств
1. Нарушения нормального
развития, впервые проявляющиеся
в младенческом, детском или
подростковом возрасте.
Умственная отсталость; аутизм; нарушения внимания,
соппровождающиеся гиперактивностью; беспокойство при
изоляции; нарушения речи и другие отклонения.
2. Делирий, деменция, амнезии и
другие когнитивные нарушения.
Расстройства, при которых известно, что временно или постоянно
нарушена работа мозга; могут быть результатом старения,
дегенеративных процессов в нервной системе (например, сифилис
нервной системы или болезнь Альцгеймера) или приема внутрь
токсических веществ (например, отравление свинцом или
лекарствами).
3. Нарушения, вызванные
психотропными средствами.
Сюда относятся последствия чрезмерного потребления алкоголя,
барбитуратов, амфетаминов, кокаина или других препаратов,
влияющих на поведение. Табак и марихуана также включены в
эту категорию, что представляется спорным.
4. Шизофрения.
Группа расстройств, характеризуемых утратой связи с
реальностью, заметными нарушениями восприятия и мышления и
странностями в поведении. На некоторой стадии почти всегда
возникают бредовые убеждения или галлюцинации.
5. Расстройства настроения.
Нарушения нормального настроения; человек может быть крайне
подавлен, чувствовать необычайный подъем или у него могут
чередоваться периоды подавленности и подъема.
6. Расстройства тревожности.
Включают расстройства, основным симптомом которых является
тревожность (общее беспокойство или паника); переживание
тревоги (фобии), пока индивид не выйдет из опасной ситуации,
или когда он противится выполнению определенных ритуалов,
или когда его беспокоят навязчивые мысли (навязчивые
состояния). Сюда же относятся посттравматические стрессовые
|