использующие поведенческую методику, с такими взглядами не согласны.
Поведенческая терапия
Термин поведенческая терапия охватывает ряд различных терапевтических методов, основанных
на принципах обусловливания и научения, описанных в главе 7. Терапевты, применяющие методы
коррекции поведения, считают, что разадаптированное поведение складывается из ряда усвоенных
способов справляться со стрессом и что некоторые методы, разработанные в экспериментах по
научению, могут помочь замене разадаптированных реакций на более адекватные. Если психоанализ
стремится понять, как конфликт из прошлого влияет на поведение индивида, то поведенческая терапия
в основном обращена непосредственно к самому поведению.
Поведенческие терапевты отмечают, что хотя достижение инсайта стОящая цель, она не
гарантирует изменения поведения. Часто бывает, что человек понимает, почему ведет себя именно так,
но вести себя иначе он не может. Если, например, вы очень боитесь выступать перед всем классом, то
вы, может быть, и сможете проследить, как этот страх возник в прошлом (отец критиковал ваши мнения
всякий раз, когда вы их высказывали; мать поставила перед собой задачу исправить вашу грамматику; у
вас маленький опыт публичных выступлений в средней школе, поскольку вы боялись перечить
старшему брату, который был капитаном спортивной команды), но понимание причин ваших страхов
не обязательно облегчает вам участие в дискуссиях класса.
В отличие от психодинамической терапии, нацеленной на изменение определенных аспектов
личности, поведенческая терапия стремится изменить разадаптированное поведение, проявляющееся в
конкретных ситуациях. Кроме того, поведенческие терапевты больше психоаналитиков интересуются
экспериментальными оценками своих методов. В начале сеанса поведенческий терапевт внимательно
слушает изложение пациентом своей проблемы. Что именно клиент хочет изменить? Боится ли он
полетов или публичных выступлений? У него проблема с безудержной едой или питьем? Чувство
неадекватности или беспомощности? Неспособность сосредоточиться и закончить дело? Первый этап
четко определить проблему и разделить ее на ряд конкретных терапевтических целей. Если,
например, клиент жалуется на общее чувство неадекватности, терапевту надо постараться, чтобы
клиент конкретнее описал эти чувства: точно указал, в каких ситуациях они возникают и с каким
поведением ассоциируются. Что именно он не способен сделать? Высказываться в классе или в
социальных ситуациях? Вовремя выполнить заданное? Контролировать потребление пищи? После того
как определены виды поведения, нуждающиеся в корректировке, терапевт и клиент вырабатывают
программу лечения, включающую некоторые из процедур, которые мы опишем. Терапевт выбирает
метод лечения, подходящий к конкретной проблеме.
Систематическая десенсибилизация и разыгрывание in vivo. Систематическую
десенсибилизацию и разыгрывание in vivo можно считать процессом разобусловливания или
противообусловливания (Wolpe, 1958). Эти процедуры весьма успешно снимают страхи и фобии.
Принцип такого лечения состоит в том, чтобы выработать замещающую реакцию, несовместимую с
тревожностью, а именно реакцию расслабления, или релаксации. Нельзя одновременно испытывать
облегчение и тревогу. Сначала клиента учат глубокой релаксации. Для этого можно постепенно
расслаблять различные мышцы, начиная, например, со стоп и лодыжек, и дальше идя вверх по телу к
шее и мышцам лица. Человек учится тому, как ощущаются мышцы, когда они действительно
расслаблены, и как различать разную степень их напряжения. Чтобы помочь людям, которые никак не
могут расслабиться, иногда применяют транквилизаторы и гипноз.
Следующий шаг составление иерархии ситуаций, вызывающих беспокойство. Эти ситуации
располагают в порядке от вызывающей наименьшее беспокойство к самой страшной. При
систематической десенсибилизации клиента затем просят расслабиться и вообразить каждую ситуацию
в этой иерархии, начиная с наименее беспокоящей. Для разыгрывания in vivo нужно, чтобы клиент
действительно переживал тревожные ситуации. Разыгрывание in vivo это более эффективная
процедура, чем просто воображение тревожных ситуаций, но некоторым клиентам требуется начать с
воображения и постепенно переходить к переживанию страшных ситуаций.
Чтобы уяснить эти процедуры, приведем пример. Предположим, что клиент это женщина, у
которой фобия к змеям. Ее фобия настолько сильна, что из страха встретить змею она боится выходить
на свой собственный задний двор, не говоря уже о прогулке за городом или отпуске в лесу. Ее иерархия
тревожности должна начинаться с изображения змеи в книге. Где-то в середине иерархического списка
будет разглядывание змеи в террариуме в зоопарке. Во главе этого списка будет реальное обращение с
|