Navigation bar
  Print document Start Previous page
 561 of 700 
Next page End  

очень хочется, чтобы она согласилась.
К: У меня два билета на субботний концерт. И было бы великолепно, если бы ты пошла со мной,
если ты не занята.
Т: Отлично! Просто попрактикуйтесь еще пару раз — и вы готовы взяться за телефон.»
Этот пример иллюстрирует репетицию поведения в одном из типов тренировки уверенности.
Подобно молодому человеку в этом примере, многим людям трудно попросить то, чего им хочется, или
отказать другим в возможности их использовать. Практикуя уверенные реакции (сначала в ролевой игре
с терапевтом, а затем в ситуациях реальной жизни), человек не только снижает тревожность, но также
развивает более успешные методы преодоления ситуаций. Терапевт выясняет, в каких ситуациях
человек ведет себя пассивно, и затем помогает ему вообразить и воплотить на практике уверенные
реакции, которые могут привести к успеху. В ряде терапевтических занятий можно разыграть
следующие ситуации:
- Кто-то влезает перед вами в очередь.
- Друг просит вас сделать что-то, чего вам не хочется.
- Ваш начальник несправедливо вас критикует.
- Вы возвращаете дефектную покупку в магазин.
- В кинотеатре люди на задних рядах мешают вам, шумно разговаривая.
- Механик плохо справился с ремонтом вашей машины.
Большинство людей не любят сталкиваться с такими ситуациями, но некоторые настолько боятся
проявить уверенность, что ничего не говорят и вместо этого порождают у себя чувство обиды и
неадекватности. При тренировке уверенности клиент репетирует успешные действия терапевта,
которые в таких ситуациях можно применить, и постепенно опробует их в реальной жизни. Терапевт
пытается научить клиента выражать свои потребности прямо и действенно, но без того, чтобы
окружающие увидели в них враждебность и угрозу (табл. 16.2).
Таблица 16.2. Некоторые элементы уверенных реакций
- Решите, что вы хотите сказать, и стойте на своем, а не позволяйте другим не соглашаться с
вами. Например, когда продавец говорит, что вы не можете вернуть дефектный товар, постоянно
твердите: «Он с дефектом, и я хочу вернуть его», пока он не согласится забрать его или не позовет
менеджера, которому вы будете говорить: «Он с дефектом, и я хочу вернуть его», пока вам не вернут
деньги.
- Требуйте не глобальных, а небольших изменений в ситуации или в поведении другого
человека. Например, не говорите: «Я хочу, чтобы ты больше любила меня», а скажите: «Я хочу, чтобы
ты слушала, когда я говорю».
- При обсуждении с другим человеком сложной ситуации вместо обвинительных фраз
пользуйтесь фразами, начинающимися с «Я». Вот 4 фрагмента для высказываний с «Я»:
— Мне кажется...
— Если (когда) вы...
— Потому что...
— То, что я хочу...
Например, «Я злюсь, когда вы не приходите на встречу, потому что трачу впустую время. Чего я
хочу — это чтобы вы звонили мне и отменяли встречу, когда чувствуете, что не сможете прийти».
Саморегуляция.
Поскольку клиент и психотерапевт редко встречаются чаще раза в неделю,
клиенту надо научиться контролировать или регулировать свое поведение, так чтобы прогресс
происходил и вне часов занятий. Кроме того, если человек чувствует ответственность за улучшение
своего состояния, он лучше сохранит наработанное. Саморегуляция предусматривает наблюдение за
своим поведением и применение различных методов (самоподкрепления, самонаказания, управления
стимульными условиями, выработки несовместимых реакций) с целью изменить разадаптированное
поведение. Человек следит за своим поведением, ведя тщательную запись ситуаций, вызвавших его
неадекватное поведение, и реакций, которые с ним несовместимы. Человек, обеспокоенный
злоупотреблением алкоголем, регистрирует ситуации, в которых его больше всего искушает алкоголь, и
пытается их контролировать или вырабатывать реакции, несовместимые с выпивкой. Человек, которому
трудно не присоединиться к коллегам за полдничным коктейлем, может запланировать обед у себя на
рабочем месте, избавив себя от соблазна присоединиться к компании путем контроля за своим
Hosted by uCoz