как схема или теория направляет обработку информации.
Но даже когда нам доступны данные о других ячейках помимо А, как правило, мы не
испытываем необходимости обратиться к этой другой информации. Особенно трудно учесть или
понять, почему надо учесть ячейку D, то есть встречаемость негомосексуалистов, у которых нет
женоподобной мимики. В чем тут трудность?
Ранее в этой главе мы отмечали, что люди чаще замечают и запоминают живую информацию,
чем неживую. Именно поэтому случаи, относящиеся к ячейке А, замечаются, запоминаются и
переоцениваются; мужчины-гомосексуалисты с женоподобной мимикой выделяются и, значит,
являются живой информацией. Напротив, существует мало менее живых а значит, и менее
замечаемых и хуже запоминаемых событий, которые не происходят. Этому как раз соответствует
ячейка D несобытиям. Негомосексуалист, у которого нет женоподобной мимики, психологически не
является для нас событием. Релевантность несобытий в повседневной жизни трудно заметить или
оценить.
Этой трудностью весьма хитроумно воспользовался Конан Дойль в рассказе о Шерлоке Холмсе,
который называется «Серебряный». В нем знаменитого детектива просят раскрыть ночную кражу
выигравшей скачки лошади из частного стойла. Холмс обращает внимание полицейского инспектора
«на странное поведение собаки в ночь преступления». Озадаченный инспектор говорит: «Собаки? Но
она никак себя не вела». На что Холмс отвечает: «Это-то и странно» (А. Конан Дойль. Соч. в 8 тт. Т. 2,
с. 24. «Правда», М., 1966). Затем Холмс верно заключает, что лошадь украл ее тренер: собака не лаяла и,
следовательно, знала ночного гостя.
Неживость несобытий ведет также к тому, что средства новостей создают и укрепляют
стереотипы. Когда убийство совершает гомосексуалист особенно с сексуальными мотивами, в
содержании новостей фигурирует и факт убийства, и сексуальная ориентация; когда убийство
совершает гетеросексуал пусть даже по сексуальным мотивам, его сексуальная ориентация не
упоминается. Таким образом, события, относящиеся к ячейке А, широко оглашаются, подпитывая тем
самым этот стереотип, а события ячейки В не считаются относящимися к сексуальной ориентации. И
конечно же, события, относящиеся к ячейкам С и D мужчины любой сексуальной ориентации, не
совершившие убийств, в новости не попадают. Они суть несобытия.
Самореализующиеся стереотипы. Схемы влияют не только на восприятие и процесс
умозаключения, но и на поведение и социальные взаимодействия. Этим также поддерживаются наши
стереотипы. В частности, человек может так строить свое общение с теми, о ком у него имеется
стереотипное представление, что это заставляет их отвечать его ожиданиям. Таким образом, стереотипы
могут сами себя поддерживать и самореализовываться.
В одном исследовании, иллюстрирующем этот процесс, сначала было замечено, что когда
собеседование при приеме на работу проводят белые, они ведут себя с афроамериканцами менее
дружелюбно, чем с белыми кандидатами. Это давало основание предположить, что вследствие такого
отношения афроамериканские кандидаты могут слабее проявлять себя на собеседовании. Чтобы
проверить эту гипотезу, авторы исследования научили интервьюеров вести собеседование как в более
дружественном, так и в менее дружественном стиле. В обоих случаях собеседование с кандидатами
(они все были белыми) записывали на видеоленту. Просмотрев эти записи, арбитры дали значительно
более низкие оценки тем кандидатам, собеседование с которыми велось в менее дружественном стиле
(Word, Zanna & Cooper, 1974). Исследование, таким образом, подтвердило, что человек с
предубеждением может так строить свое общение, что действительно вызывает у других поведение,
оправдывающее его предубеждение.
Стереотипы могут оказаться самооправдывающимися и в более негативном плане,
непосредственно влияя на качество функционирования индивидуума. Сама по себе угроза того, что
человека могут идентифицировать со стереотипом, может повысить его тревожность и тем самым
способствовать менее успешному функционированию (Steele, 1997). Данный эффект был
продемонстрирован по отношению к стереотипу, согласно которому афроамериканцы обладают
меньшими интеллектуальными способностями, чем белые, а также стереотипу, согласно которому
женщины менее способны к математике, чем мужчины. В одном исследовании способные студенты из
элитного университета, как белые, так и чернокожие, выполняли тест, составленный из наиболее
трудных заданий устного экзамена для выпускников. Когда испытуемым говорилось, что тест является
просто лабораторным заданием на решение задач, не имеющих отношения к способностям, чернокожие
студенты справлялись с тестом так же успешно, как и белые студенты. Однако когда испытуемым
говорили, что их просят выполнить тест на интеллектуальные способности, чернокожие студенты
|