выступающему, они все равно считали, что он действительно придерживается такого мнения (Gilbert &
Jones, 1986). Этот эффект возникает даже тогда, когда выступления участника диспута специально
сделаны однообразными и он без всякого энтузиазма просто читает речь по бумажке монотонным
голосом, безо всякой жестикуляции (Schneider & Miller, 1975).
Эксперимент, построенный по принципу викторины, иллюстрирует, что и участники, и
наблюдатели в одинаковой ситуации совершают ту же самую фундаментальную ошибку атрибуции.
Для игры в вопросы и ответы, относящиеся к общим знаниям, были набраны мужские и женские пары
испытуемых. Одному члену пары, выбранному случайно, поручалось быть спрашивающим и задать 10
трудных вопросов, на которые он сам знал ответ (например, «Какой самый большой ледник в мире?»).
Другой член пары был отвечающим и пытался ответить на эти вопросы. Когда отвечающему не
удавалось ответить, отвечал спрашивающий. При повторном исследовании за соревнованием следили
также наблюдатели. По завершении игры и участников, и наблюдателей просили оценить уровень
общих знаний спрашивающего и отвечающего относительно «среднего уровня студента». Важно
заметить, что и участники, и наблюдатели знали, что роли спрашивающего и отвечающего назначались
в случайном порядке.
Как видно из рис. 17.2, спрашивающие сочли и себя, и отвечающих имеющими примерно равный
уровень общих знаний. Но отвечающие сочли, что у спрашивающих уровень выше, а у них самих ниже,
чем у среднего студента. Результат игры они целиком приписали своему (и спрашивавшего) уровню
знаний и вовсе не приняли во внимание подавляющее ситуационное преимущество спрашивающих,
которые фактически решали, какие вопросы задавать, и не должны были задавать те, на которые они не
знали ответа. Наблюдатели, хотя и сознавали, что спрашивающий может задать вопрос, на который ни
отвечающий, ни они сами не знают ответа, оценили уровень знаний спрашивающих еще выше. Другими
словами, и отвечающие, и наблюдатели придавали слишком большой вес диспозитным причинам, и
слишком малый ситуационным, т. е. совершали фундаментальную ошибку атрибуции (Ross, Amabile
& Steinmetz, 1977).
Рис. 17.2. Фундаментальная ошибка атрибуции. Оценки спрашивающих и отвечающих после
их участия в викторине. И отвечающий, и наблюдатели оценивают спрашивающего выше, несмотря
на то что у него абсолютное ситуационное преимущество. И отвечающие, и наблюдатели придавали
слишком большой вес диспозитным причинам, и слишком малый ситуационным (по: Ross, Amabile &
Steinmetz, 1977).
Результаты этого исследования означают, кроме прочего, что люди, которые сами выбирают
тему разговора, будут казаться более знающими, чем те, кто пассивно позволяет другим определять
тему обсуждения, даже если все осознают разницу в ролях. Отсюда, в свою очередь, следует один
вывод относительно современных половых ролей. Исследование показало, что в ситуациях
взаимодействия, где имеется смешанный половой состав, мужчины говорят больше женщин (Henley,
Hamilton & Thorn, 1985); они чаще перебивают (West & Zimmerman, 1983) и они чаще задают тему
обсуждения (Fishman, 1983). Исследование с викториной означает, что одним из следствий этих
полоролевых схем является то, что в большинстве случаев разнополых взаимодействий женщины
думают, что они знают меньше мужчин, причем свидетели со стороны обоих полов разделяют эту
иллюзию. Мораль ясна: фундаментальная ошибка атрибуции может работать как на вас, так и против
вас. Если вы хотите казаться знающим себе и другим, научитесь строить ситуацию так, чтобы вы могли
контролировать выбор обсуждаемой темы. Будьте спрашивающим, а не отвечающим.
|