людям, у которых он замечает наличие тех же самых импульсов. Например, человек, боящийся
собственных гомосексуальных чувств, может отрицать и подавлять их, а затем проявлять враждебность
к гомосексуалистам. (Термин «гомофобия» точно описывает предубеждение к гомосексуалистам,
выполняющее функцию психологической защиты; менее точно употреблять его в широком смысле для
обозначения любого неприятия гомосексуализма.) В одном исследовании студентов из либерального
калифорнийского университета попросили написать сочинение об их отношении к лесбиянкам и
мужчинам-гомосексуалистам. Анализ содержания этих сочинений показал наличие негативных
установок, выполняющих функцию психологической защиты, примерно у 35% авторов (Herek, 1987).
<Рис. Враждебное отношение к «не нашим» может выполнять функцию психологической
защиты, когда человек обвиняет «их» в личных и общественных проблемах. Это называется
предубеждением против «козла отпущения». Надписи на плакатах группы манифестирующих на улице
людей: «Бог отказался от педиков» ["God gave fags up"] (Рим. 1:24); «Всего 1%» ["Only 1%"]; «Бог
ненавидит педиков» ["God hates fags"] (Рим. 9:13); «Права гомикам: СПИД и Ад» ["2 gay rights: AIDS &
hell"]. В скобках
ссылки на Новый Завет. Соответствующие фразы из Библии звучат так: «Бог
отказался от них...» и «...а Исава возненавидел...».>
Представление, что негативное отношение к меньшинствам может выполнять функцию
психологической защиты, называется теорией козла отпущения, поскольку враждебность человека
здесь часто выражается в обвинении групп меньшинств и в личных, и в общественных проблемах. Эта
теория проверялась в конце 40-х годов группой психологов из Калифорнийского университета в Беркли.
Исследователи хотели выяснить, может ли психоаналитическая теория объяснить антисемитизм и
фашистскую идеологию в нацистской Германии и можно ли выделить индивидов, особенно
подверженных такой идеологии. Это исследование, описанное в книге «Авторитарная личность», стало
классическим в социальной психологии (Adorno et al., 1950).
С помощью опросников сначала было установлено, что антисемиты часто имеют предубеждения
против многих других групп людей, отличающихся от них, «не наших». В интервью такие индивиды
вспоминали о жесткой моралистической дисциплине родителей, иерархическом строении семьи и о
тревоге по поводу социально-экономического положения семьи.
Согласно этим исследователям, такая семейная обстановка порождала индивидов с
«авторитарной личностью»: они покорны и подчинены тем, кого они считают выше себя (включая
авторитетные фигуры), но презрительны и агрессивны к тем, кого они считают ниже. Как и
предсказывает психоаналитическая теория предубеждения, авторитарные индивиды подавляют знание
о собственных нежелательных характеристиках, проецируя их вместо этого на «неполноценных не
наших».
Хотя исследование авторитарной личности критиковалось за ряд недостатков (Christie & Jahoda,
1954), многие его оригинальные выводы выдержали проверку в последующих исследованиях. В
частности, именно авторитарный тип личности наиболее восприимчив к фашистской идеологии,
сердцем которой является враждебность к не нашим. Более новые исследования показывают, однако,
что предубеждения и авторитарные установки могут приобретаться непосредственно в семейном
окружении путем обычного процесса научения, а не только при участии сложных психоаналитических
процессов, описанных в оригинальном исследовании (Altemeyer, 1988). Кроме того, конкретное
политическое содержание авторитарных взглядов может в разных обществах различаться.
Обследование, проводившееся в 1991 году, показало, что русские с сильными авторитарными
позициями противостоят индивидуализму, но поддерживают равенство (например, бесплатное и равное
медобслуживание для всех), схема, противоположная той, которая свойственна авторитарным
индивидам в США (McFarland, Ageyev & Abalakina-Paap, 1992).
Функция социального приспособления. Об установках, помогающих нам чувствовать себя
частью социального окружения, говорят, что они служат функции социального приспособления. Одним
из примеров являются молекулы мнения, упомянутые выше. Другим примером являются убеждения и
установки людей, которые им предписывают церковь или политическая партия и которых
придерживаются их друзья, семья или соседи; реальное содержание таких убеждений и установок менее
важно, чем наделяемые ими социальные узы. В той степени, в какой установки выполняют
преимущественно функцию приспособления, они меняются, когда меняются социальные нормы.
Это было наглядно показано на американском Юге в 50-х годах, когда там была ликвидирована
легальная расовая сегрегация. Обследования показали, что американцы на Юге были, в общем, против
десегрегации и сильнее, чем американцы Севера, выражали негативное отношение к афроамериканцам.
Некоторые психологи полагали, что южные американцы более авторитарны, чем северные, то есть что
|