1950). Исследования общежитии колледжа показали то же самое. Спустя полный академический год
среди соседей по комнате друзей оказывается вдвое больше, чем среди соседей по этажу, а среди
соседей по этажу более чем вдвое больше, чем среди всех жителей общежития (Priest & Sawyer,
1967).
<Рис. Эти соседи, вероятно, подружатся просто в силу территориальной близости.>
Конечно, есть случаи, когда соседи по коридору и соседи по комнате ненавидят друг друга, и
главным исключением из дружеского влияния близости является изначальный антагонизм. Чтобы
проверить это, испытуемого оставляли ждать в лаборатории вместе с женщиной-коллегой, которая вела
себя с этим испытуемым прилично или плохо. Если она вела себя хорошо, то чем ближе она сидела, тем
больше нравилась испытуемому; если она вела себя плохо, то чем ближе она сидела, тем меньше
нравилась. Близость просто усиливала изначальную реакцию (Schiffenbauer & Schiavo, 1976). Но
поскольку большинство первых встреч попадают в диапазон от нейтральных до приятных, наиболее
частый результат поддержания близости это дружба.
Те, кто верит в чудеса, когда дело заходит о сердечных материях, полагают, что где-то на свете
существует идеальный партнер, нам предназначенный и только дожидающийся, чтобы его отыскали.
Но если это и правда, то поистине чудо, сколь часто судьба помещает такого человека на расстоянии
пешей прогулки от нас.
Узнаваемость.
Одна из основных причин, по которой близость местонахождения рождает
симпатию, это то, что она увеличивает узнаваемость, и сейчас существует множество данных, что
близкое знакомство само по себе полная открытость усиливает приязнь (Zajonc, 1986). Этот
эффект узнаваемость питает приязнь весьма общее явление. Например, у крыс, на которых
многократно воздействовали музыкой Моцарта или Ш¸нберга, повышается их приязнь к музыке того
композитора, которого они слышали; и у людей, на которых неоднократно воздействовали
бессмысленными слогами, обозначающими китайские буквы, возникало предпочтение к тем, которые
они слышали наиболее часто. Этот эффект возникает даже тогда, когда индивид не осознает, что на
него воздействовали этими стимулами прежде (Bornstein, 1992; Bornstein & D'Agostino, 1992; Moreland
& Zajonc, 1979; Wilson, 1979). Больше всего к данному обсуждению подходит исследование, в котором
испытуемым показывали изображения лиц, а затем спрашивали, насколько им понравился бы
изображенный на них человек. Чем чаще они видели то или иное лицо, тем больше говорили, что оно
им нравится и что этот человек им тоже понравился бы (Zajonc, 1968) см. рис. 17.4. То же самое
получается, когда люди воздействуют друг на друга в реальной жизни (Moreland & Beach, 1992).
Рис. 17.4. Узнаваемость питает приязнь. Испытуемых просили оценить фотографии
незнакомых лиц по тому, насколько, как им кажется, эти люди понравились бы им. Самую низкую
оценку приязни давали те испытуемые, которые никогда не видели данное фото раньше; наивысшую
оценку приязни давали испытуемые, видевшие данное фото чаще всего (по: Zajonc, 1968).
В одной остроумной демонстрации эффекта узнаваемости исследователи взяли фотографии
женщин из колледжа, а затем сделали отпечатки как оригинального лица, так и его зеркального
изображения. Эти отпечатки затем показали самим этим женщинам, их знакомым мужчинам и
возлюбленным. Сами эти женщины предпочитали зеркальные отпечатки в соотношении 68% к 32%, но
друзья и возлюбленные предпочитали незеркальные отпечатки в соотношении 61% к 39% (Mita, Derner
|