подчиняемости относительно результатов, реально полученных Милграмом (рис. 18.7) (Bierbrauer,
1973).
Рис. 18.7. Прогнозируемый и реальный уровень подчиняемости. Верхняя кривая показывает
данные Милграма (долю испытуемых, которые продолжали подчиняться в этой ситуации, посылая
удары током с увеличением напряжения). Нижняя кривая показывает данные исследования, где
испытуемые в ходе ролевой игры прорепетировали эксперимент Милграма и затем пытались
предсказать, какая доля испытуемых в реальном эксперименте будет продолжать подчиняться при
увеличении напряжения. Оказалось, что испытуемые после ролевой игры сильно недооценивали силу
ситуации и вероятность подчинения в ситуации Милграма (по: Bierbrauer, 1973).
Исследование, в котором медсестрам по телефону поручали дать больному лекарство, показало
аналогичные результаты. Когда медсестрам, которые сами не были испытуемыми в таком
эксперименте, давали полное описание ситуации и спрашивали, как они сами реагировали бы, 83% из
них говорили, что не стали бы давать лекарство, и бОльшая часть думала, что большинство медсестер
также отказались бы это сделать. Из 21 студента, исполнявшего обязанности медсестры, которым
задали этот же вопрос, все ответили, что они не стали бы давать лекарство по такому поручению.
Эти исследования показывают, что наши реакции на эксперименты, посвященные изучению
конформности и подчинения, с пугающей очевидностью демонстрируют основной урок социальной
психологии: мы серьезно недооцениваем масштабы и силу влияния социальных и ситуационных сил на
человеческое поведение. Одним из наиболее известных исследований, свидетельствующих о том,
насколько мощными могут быть ситуационные влияния, является «Тюремное исследование»
Принстонского университета, проведенное Филипом Дж. Зимбардо. Зимбардо и его коллеги
заинтересовались психологическими процессами, свойственными ролям заключенного и надсмотрщика.
Они создали имитацию тюрьмы в подвальном помещении Стэнфордского университета и поместили в
местную газету объявление, приглашая добровольцев принять участие в эксперименте за материальное
вознаграждение. Из лиц, откликнувшихся на объявление, они отобрали 24 зрелых, эмоционально
стабильных, нормальных, интеллигентных студентов колледжей белых мужчин, представителей
среднего класса из США и Канады. Ни один из них ранее не находился в заключении, и все отобранные
лица разделяли сходные системы ценностей. Путем подбрасывания монеты половине была назначена
роль «надзирателей», а другой половине «заключенных». «Надзиратели» получили инструкции
относительно своих обязанностей и были предупреждены о потенциальной опасности ситуации и
необходимости защищать себя. «Заключенные» неожиданно были застигнуты в своих домах
экспериментаторами, переодетыми полицейскими, и в наручниках и с завязанными глазами доставлены
в импровизированную тюрьму, где они прошли обыск, дезинфекцию, снятие отпечатков пальцев,
получили номера и были помещены в «камеры» вместе с двумя другими заключенными.
Испытуемые согласились участвовать в эксперименте из-за денег и рассчитывали, что
эксперимент будет продолжаться около двух недель. К концу шестого дня исследователям пришлось
прекратить эксперимент, поскольку результаты были настолько устрашающими, что они не могли
продолжать. Как объясняет Зимбардо:
«Большинство испытуемых (как и мы сами) перестали понимать, где заканчивалась реальность и
|