письменные показания, вычеркивали свои имена или рвали бланк. Как сказал один испытуемый
координатору: «Я лично ничего не сказал, во что не верил бы сам, но если остальные не подпишут, то и
я не подпишу» (Gamson, Fireman & Rytina, 1982, p. 99).
Выбор между подчинением или конформизмом, возможно, не покажется вам особенно
героическим. Но и то и другое относится к тем процессам, которые служат социальной склейкой для
человеческого рода. За несколько лет до проведения этого исследования один социолог заметил, что
«неподчинение, источником которого являются не криминальные, а моральные, религиозные или
политические мотивы, это всегда коллективный акт, и он оправдывается такими ценностями, как
коллективизм и взаимные обязательства его членов» (Walzer, 1970, р. 4).
Интернализация
Большинство исследований конформизма и подчинения сосредоточены на том, будут или нет
индивиды открыто подчиняться влиянию. В повседневной жизни, однако, те, кто старается повлиять на
нас, обычно хотят изменить наши собственные установки, а не просто наше публичное поведение, с тем
чтобы добиться изменений, которые будут сохранены и тогда, когда они уже уйдут со сцены. Как мы
отмечали во введении к этой главе, такое изменение называется интернализацией. Конечно же, именно
интернализация, а не простое подчинение является главной целью родителей, педагогов, духовенства,
политиков и рекламодателей. Вообще интернализация достигается при помощи источника влияния,
который или (а) представляет собой убедительное сообщение, которое само по себе способно
заставлять, или (б) воспринимается как заслуживающий доверия и обладающий как компетентностью,
так и достоверностью. В этом разделе мы изучим влияние, которое убеждает, а не заставляет.
Коммуникативное убеждение
Как практика нацистской Германии во времена Гитлера побудила социальных психологов
заинтересоваться подчинением, так и пропагандистские усилия обеих сторон во время Второй мировой
войны побудили их изучить процесс убеждения. Интенсивные работы начались в конце 40-х в
Йельском университете, где исследователи стремились определить характеристики влиятельного
пропагандиста, признаки успешного убеждения и типы людей, которых легче всего убедить (Hovland,
Janis, Kelley, 1953). С годами, по мере продолжения этих исследований, был открыт ряд интересных
явлений, но общих принципов было установлено мало. Результаты становились все более сложными и
все труднее поддавались обобщению, а каждый вывод был ограничен несколькими «это зависит от...».
Однако начиная с 70-х годов интерес социальной психологии к обработке информации породил ряд
теорий убеждения, которые заложили более универсальную основу для понимания многих сложных
аспектов этого явления.
<Рис. Священнослужители и полицейские принадлежат к числу тех, кто пытается предлагать
своей аудитории убеждающие сообщения, рассчитанные на их интернализацию.>
Среди новых подходов к убеждению было несколько вариантов теории когнитивной реакции.
Согласно этой теории, коммуникативное убеждение на самом деле является самоубеждением под
действием мыслей, возникающих у человека во время чтения, слушания или даже ожидания обмена
информацией. Эти мысли могут касаться собственно содержания информации или каких-либо аспектов
ситуации, таких как правдивость источника информации. Если сообщение вызывает мысли в поддержку
отстаиваемой позиции, человек будет приближаться к этой позиции; если сообщение вызывает мысли
против отстаиваемой позиции (например, контраргументы или пренебрежительные мысли об источнике
сведений), человек останется неубежденным или даже скажется эффект бумеранга он перейдет на
позицию, еще более удаленную от отстаиваемой (Petty, Ostrom & Brock, 1981; Greenwald, 1968).
Есть ряд исследований в поддержку этой теории. В одном из них каждый испытуемый читал
сообщение, содержащее аргументы по спорному вопросу, и записывал свою реакцию на каждый
аргумент в виде одного предложения (когнитивная реакция). Неделей спустя испытуемым неожиданно
предложили тест памяти, попросив их вспомнить как аргументы, содержавшиеся в сообщении, так и
свои письменные реакции на них. Мнения испытуемых по этому вопросу оценивались и до
ознакомления их с сообщением, и еще раз во время теста памяти неделю спустя. Результаты показали,
что степень изменения мнения, вызванного этим сообщением, значительно коррелировала как с тем,
насколько реакции испытуемых были в пользу сообщения, так и с тем, насколько хорошо они могли
|