Рис. 2.16. Тестирование способностей двух полушарий мозга. а) Испытуемый с расщепленным
мозгом правильно находит объект, ощупывая предметы левой рукой, когда название объекта
предъявлялось правому полушарию, но не может назвать этот объект или описать, что он делает.
б) На экране появляется слово «шляпная лента» (hatband) так, что «шляпная» (hat) попадает в
правое полушарие, а «лента» (band)
в левое. Испытуемый отвечает, что видит слово «лента», но
понятия не имеет, какая именно.
в) Предварительно обоим полушариям предъявляется список названий знакомых предметов
(включая слова «книга» и «чашка»). Затем слово из этого списка («книга») предъявляется правому
полушарию. По команде пациент левой рукой пишет слово «книга», но не может ответить, что
написала его левая рука, и говорит наугад: «чашка».
Важно, чтобы слово появлялось на экране не более чем на 0,1 с. Если это продолжается дольше,
пациент успевает перевести взгляд и тогда это слово попадает и в левое полушарие. Если испытуемый с
расщепленным мозгом может свободно переводить взгляд, информация поступает в оба полушария, и
это одна из причин, по которой рассечение мозолистого тела практически не сказывается на
повседневной деятельности такого пациента.
Дальнейшие эксперименты показали, что пациент с расщепленным мозгом может давать речевой
отчет только о том, что происходит в левом полушарии. На рис. 2.16б показана еще одна
экспериментальная ситуация. Слово «шляпная лента» проецируется так, что «шляпная» приходится на
правое полушарие, а «лента» на левое. На вопрос, какое слово он видит, пациент отвечает «лента».
Когда его спрашивают, что за лента, он начинает строить всякие догадки: «клейкая лента», «пестрая
лента», «лента шоссе» и пр. и только случайно догадывается, что это «шляпная лента».
Эксперименты с другими комбинациями слов показали сходные результаты. Воспринимаемое правым
полушарием не передается для осознания в левое полушарие. При рассеченном мозолистом теле каждое
полушарие безразлично к опыту другого.
Если испытуемому с расщепленным мозгом завязать глаза и в левую руку положить знакомый
ему предмет (расческу, зубную щетку, брелок для ключей), он сможет узнать его; он сможет, например,
соответствующими жестами продемонстрировать его использование. Но то, что испытуемый знает, он
не сможет выразить в речи. Если во время манипулирования этим объектом его спросить, что
происходит, он ничего не скажет. Так будет, пока блокированы все сенсорные сигналы от этого
предмета к левому (речевому) полушарию. Но если испытуемый случайно коснется этого предмета
правой рукой или предмет издаст характерный звук (например, позвякивание брелока для ключей),
речевое полушарие сработает и будет дан верный ответ.
Хотя правое полушарие не участвует в акте говорения, некоторые языковые возможности у него
есть. Оно способно узнать значение слова «орех», что мы видели в первом примере, и оно «умеет»
немного писать.
В эксперименте, проиллюстрированном на рис. 2.16в, испытуемому с расщепленным мозгом
сначала показывают список обычных предметов, таких как чашка, нож, книга и зеркальце. Показывают
достаточно долго, чтобы слова спроецировались в оба полушария. Затем список убирают, и одно из
этих слов (например, «книга») на короткое время предъявляется в левой стороне экрана, так чтобы
попасть в правое полушарие. Теперь, если испытуемого просят написать, что он видел, его левая рука
пишет слово «книга». Когда его спрашивают, что он написал, он этого не знает и называет слово наугад
из первоначального списка. Он знает, что что-то написал, поскольку ощущает движения тела во время
письма. Но из-за того, что между правым полушарием, которое видело и писало слово, и левым
|