В 1874 году немецкий исследователь Карл Вернике сообщил, что повреждение другой части
коры (тоже в левом полушарии, но в височной доле) связано с нарушением речи, называемым
рецептивной афазией (receptive aphasia). Люди с повреждением этого участка зоны Вернике не
могут понимать слова; они слышат слова, но не знают их значения.
Они без труда составляют последовательности слов, правильно их артикулируют, но неверно
употребляют слова, и речь их, как правило, бессмысленна.
Проанализировав эти нарушения, Вернике предложил модель порождения и понимания речи.
Хотя возраст модели насчитывает 100 лет, в общих чертах она все еще верна. Взяв ее за основу, Норман
Гешвинд разработал теорию, которая известна как модель ВерникеГешвинда (Geschwind, 1979).
Согласно этой модели, в зоне Брока хранятся коды артикуляции, определяющие последовательность
мышечных операций, необходимых для произнесения слова. При передаче этих кодов в моторную зону
они активируют мышцы губ, языка и гортани в последовательности, нужной для произнесения слова.
С другой стороны, в зоне Вернике хранятся слуховые коды и значения слов. Чтобы произнести
слово, надо активировать его слуховой код в зоне Вернике и передать по пучку волокон в зону Брока,
где он активирует соответствующий код артикуляции. В свою очередь код артикуляции передается в
моторную зону для произнесения слова.
Чтобы понять кем-то сказанное слово, оно должно быть передано из слуховой зоны в зону
Вернике, где для произнесенного слова имеется его эквивалент слуховой код, который в свою
очередь активирует значение слова. При предъявлении написанного слова оно сначала регистрируется
зрительной зоной, а затем передается в угловую извилину, через которую зрительная форма слова
ассоциируется с его слуховым кодом в зоне Вернике; когда найден слуховой код слова, находится и его
значение. Таким образом, значения слов хранятся вместе со своими акустическими кодами в зоне
Вернике. В зоне Брока хранятся коды артикуляции, а через угловую извилину к написанному слову
подбирается его слуховой код; однако ни одна из этих двух зон не содержит информации только о
значении слова. [Значение хранится вместе с акустическим кодом.
Прим. ред.] Значение слова
воспроизводится только тогда, когда в зоне Вернике активируется его акустический код.
Эта модель объясняет многие нарушения речи при афазии. Повреждение, ограниченное зоной
Брока, вызывает нарушение порождения речи, но меньше влияет на понимание письменной и устной
речи. Повреждение зоны Вернике приводит к нарушению всех компонентов понимания речи, но не
мешает человеку четко произносить слова (поскольку зона Брока не затронута), хотя речь при этом
будет бессмысленной. Согласно модели, индивиды с поврежденной угловой извилиной не смогут
читать, но смогут понимать устную речь и говорить сами. И наконец, если повреждена только слуховая
зона, человек сможет нормально говорить и читать, но не сможет понимать устную речь.
Модель ВерникеГешвинда применима не ко всем имеющимся данным. Например, когда в ходе
нейрохирургической операции речевые зоны мозга подвергаются электростимуляции, функции
восприятия и производства речи могут прерываться при воздействии только на одно место зоны.
Отсюда следует, что в некоторых участках мозга могут находиться механизмы, занятые и порождением,
и пониманием речи. Мы еще далеки от совершенной модели речи у человека, но по крайней мере знаем,
что некоторые речевые функции имеют четкую мозговую локализацию (Hellige, 1994; Geschwind &
Galaburda, 1987).
Автономная нервная система
Как мы отмечали выше, периферическая нервная система включает два отдела. Соматическая
система контролирует скелетную мускулатуру и получает информацию от мышц, кожи и различных
рецепторов. Автономная система контролирует железы и гладкую мускулатуру, включая сердечную
мышцу, кровеносные сосуды и стенки желудка и кишечника. Эти мышцы называют «гладкими»,
потому что так они выглядят под микроскопом (скелетная мускулатура, наоборот, выглядит полосатой).
Автономную нервную систему назвали так потому, что большая часть контролируемой ею активности
является автономной или саморегулирующейся (например, пищеварение или кровообращение) и
продолжается, даже когда человек спит или находится без сознания.
У автономной нервной системы есть два отдела симпатический и парасимпатический,
действия которых часто антагонистичны. На рис. 2.17 показаны противоположные влияния этих двух
систем на различные органы. Например, парасимпатическая система сужает зрачок глаза, стимулирует
отделение слюны и замедляет сердечный ритм; симпатическая система во всех этих случаях действует
наоборот. Нормальное состояние организма (нечто среднее между чрезмерным возбуждением и
|