Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 700 
Next page End  

Исследования систем «медиатор—рецептор» позволили лучше понять действие препаратов.
Раньше психотропные препараты обнаруживались почти случайно, и их разработка требовала годы
исследований. Сегодня, когда мы больше знаем о медиаторах и рецепторах, новые препараты можно
планомерно проектировать и разрабатывать.
За последние 10 лет очень многое стало известно о молекулярной основе связей между
нейронами. Вырисовывается впечатляющая картина: вовлеченными оказываются тысячи различных
типов молекул — не только молекулы медиатора и рецептора, но и ферменты, производящие и
разрушающие их, и разные другие молекулы, которые влияют на их действие. Каждый раз, когда
обнаруживается еще одна молекула, появляется шанс справиться еще с двумя болезнями или
психическими расстройствами: конечно же, найдутся люди, у которых этих молекул слишком много, и
люди, у которых их недостает. Работы в этом направлении оказались настолько плодотворными, что
дали повод говорить о новой дисциплине с названием «молекулярная психология» (Franklin, 1987). Ее
основная идея заключается в том, что различные умственные процессы и аномалии рассматриваются с
точки зрения молекулярного взаимодействия между нейронами.
---
Современные голоса в психологии
Чем обусловлено агрессивное поведение - физиологией или окружением?
Как физиология влияет на человеческую агрессию
Л. Рауэлл Хьюзман, Университет Мичигана
Нейроанатомические, нейрофизиологические, эндокринные и другие физиологические
нарушения влияют на вероятность проявления агрессивного поведения. Хотя, по-видимому, эти
факторы не являются у людей прямой причиной агрессии, биологические различия между детьми в
сочетании с влиянием окружения (то есть биосоциальные взаимодействия) приводят к образованию
индивидуальных различий в социальном поведении. Биосоциальные взаимодействия на ранних этапах
жизни особенно важны для развития склонности к агрессивному поведению. Ребенок впервые
испытывает гнев, когда ему еще нет года, а физическая агрессия (толчки, удары) распространена уже у
двухлетних детей. В среднем, чем агрессивней ребенок в шесть, семь или восемь лет, тем агрессивней
будет он, когда вырастет (Huesmann, Eron, Lefkowitz & Walder, 1984). Биологические различия влияют
на поведение и процессы научения у маленьких детей и на эмоциональные реакции людей в
определенных ситуациях, стимулирующих насилие.
Какие биологические факторы могут предрасполагать людей к агрессивному поведению?
Во-первых, на степень агрессивности, по-видимому влияет множество нейроанатомических
различий. Наряду с корой префронтальной области особенно важными участками, анатомические
особенности которых влияют на агрессивное поведение, представляются гипоталамус и миндалевидное
тело. Электрическая стимуляция или поражение этих ядер могут увеличивать или уменьшать
склонность человека к агрессии (Moyer, 1976). Анатомические различия в какой-нибудь из этих
областей, вызванные травмой, опухолью и т. д., влияют на агрессивные тенденции. Однако заметные
изменения агрессивности, вероятно, зависят и от ситуационных факторов. Например, эксперименты по
электрической стимуляции, проведенные на животных, показали, что стимул, вызывающий агрессию к
противнику небольшого размера, может не вызывать агрессию против более крупного врага.
Во-вторых, индивиды с пониженным содержанием в нервной системе серотонина —
нейротрансмиттера, участвующего в торможении спонтанных реакций на фрустрацию, — по-видимому,
более склонны к агрессивному поведению (Knoblich & King, 1992). Если резко понизить уровень
серотонина у животных (например, диетой или лекарственным способом), они ведут себя более
агрессивно. Линнойла с коллегами (Linnoila et al., 1983) обнаружила, что у мужчин, осужденных за
импульсивные насильственные преступления, наблюдается более низкий уровень серотонина, чем у
неимпульсивных преступников. Кроме того, дети с низким уровнем серотонина более склонны к
агрессивному поведению (Knoblich & King, 1992).
В-третьих, повышенный уровень тестостерона в период внутриматочного развития и в раннем
детстве, по-видимому, вызывает развитие нейрофизиологических процессов, предрасполагающих к
агрессии. Высокий уровень тестостерона повышает вероятность агрессивного поведения в каждый
конкретный момент. Райниш (Reinisch, 1981) обнаружил, что девочки, чьи матери во время
Hosted by uCoz