ему осваивать ее (Eimas, 1975).
Вкус и обоняние
Уже вскоре после рождения младенец может различать вкусовые ощущения. Сладкие жидкости
он предпочитает соленым, горьким, кислым и пресным. На сладкую жидкость младенец характерно
реагирует расслабленным выражением, похожим на полуулыбку, иногда сопровождая его
облизыванием губ. Кислый раствор вызывает сжатие губ, нос становится сморщенным. В ответ на
горький раствор младенец открывает рот, уголки рта опускает вниз и высовывает язык, что, видимо,
выражает отвращение.
Младенец может также различать запахи. Он поворачивает головку к сладкому запаху, при этом
его сердечный ритм и дыхание замедляются, указывая на внимание к нему. Едкие запахи, например
аммиак или сероводород, заставляют его отворачиваться; при этом сердечный ритм и дыхание
учащаются, указывая на страдание. Младенцы могут даже улавливать тонкие различия в запахах. Уже
через несколько дней кормления ребенок уверенно поворачивает голову в сторону тампона,
пропитанного молоком его матери, предпочитая его тампону, смоченному молоком другой матери
(Russel, 1976). Такая способность распознавать запах матери наблюдалась только у младенцев, которых
кормили грудью (Cernoch & Porter, 1985). Когда младенцам, которых кормили из бутылки, предлагали
на выбор знакомый им состав и грудь с молоком, они выбирали последнюю (Porter et al., 1992). По-
видимому, предпочтение запаха грудного молока является врожденным. Вообще, способность
различать запахи имеет явный адаптивный смысл: она помогает младенцу избегать вредных веществ,
тем самым повышая его шансы на выживание.
Научение и память
Когда-то считалось, что младенцы не могут ни научаться, ни запоминать. Это не так, и наличие
способности к научению и запоминанию в самом раннем возрасте подтверждается рядом исследований.
В одном из них младенцы всего нескольких часов от роду научались поворачивать голову направо или
налево в зависимости от того, слышали ли они дребезжание зуммера или чистый тон. Чтобы отведать
сладкой жидкости, ребенок должен был повернуть голову направо, когда звучал чистый тон, и налево
при звуке зуммера. Младенцы справлялись с этим безошибочно всего после нескольких попыток
они поворачивали голову направо при тональном сигнале и налево при звучании зуммера. Затем
экспериментатор изменял ситуацию, так что ребенку надо было повернуться в противоположную
сторону, когда раздавался либо зуммер, либо тональный сигнал. Младенцы быстро осваивали и эту
задачу (Siqueland & Lipsitt, 1966).
У 3-месячных младенцев достаточно хорошая память. Когда подвижная игрушка над кроваткой
ребенка соединялась резиновой ленточкой с одной из его конечностей, он быстро обнаруживал, какой
ногой или рукой можно привести игрушку в движение. Когда младенца помещали в эту же ситуацию 8
дней спустя, он помнил, какой ногой или рукой нужно двигать (Hayne, Rovee-Collier & Borza, 1991;
Rovee-Collier & Hayne, 1987) (рис. 3.1).
|