персонажами, так что теперь это был рассказ не о «Коте в шляпе», а о «Собаке в тумане». К моменту
своего рождения младенцы прослушали один из выбранных рассказов в течение 3,5 часов суммарного
времени.
Через 2-3 дня после рождения младенцам давали сосать специальную соску, подсоединенную к
устройству, определяющему частоту сосательных движений (вроде устройства на рис. 3.2). В этом
исследовании при определенной частоте сосательных движений включалась или выключалась запись с
рассказом. При одной частоте сосания включалась запись рассказа, который младенец слышал до своего
рождения; при другой частоте включалась запись подобранного рассказа, которого младенец раньше не
слышал. Для некоторых младенцев звучал голос собственной матери, а для других голос незнакомой
женщины. Результаты показали, что младенцы предпочитают знакомый рассказ незнакомому, даже
когда оба рассказа читал незнакомый голос (DeCasper & Spence, 1986).
Подводя итог, можно сказать, что описанные в этом разделе исследования способностей
новорожденных опровергают взгляд, что новорожденные ощущают мир как «шумную, разноцветную
смесь» и что ребенок приходит в этот мир как tabula rasa, или чистая доска. Очевидно, что ребенок
вступает в мир уже подготовленным к восприятию и пониманию реальности и к быстрому постижению
отношений между событиями, важными для человеческого развития.
Когнитивное развитие ребенка
Хотя родители понимают, что физический рост их ребенка сопровождается изменениями его
интеллекта, им часто трудно представить, что это за изменения. На мнения современных психологов об
этих изменениях огромное влияние оказал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), широко
признанный наиболее влиятельным мыслителем нашего века. До Пиаже в психологических
представлениях о когнитивном развитии ребенка доминировали два подхода: в одном, основанном на
принципе биологического созревания, исключительная роль принадлежала «природной» компоненте
развития; в другом, опиравшемся на принцип научения и влияния среды, почти исключительное
предпочтение отдавалось «приобретенной» компоненте. Пиаже подошел к проблеме иначе,
сосредоточившись на взаимодействии между естественно созревающими способностями ребенка и его
взаимосвязями с окружением. В этом разделе мы дадим краткий обзор предложенной Пиаже теории
стадий развития, а затем рассмотрим критику этой теории и некоторые более поздние подходы. Мы
также обсудим работу русского психолога Выготского, чьи идеи относительно когнитивного развития,
впервые опубликованные в 30-е годы, вновь привлекли к себе внимание ученых в последние годы.
<Рис. Дети часто с таким же удовольствием играют с пустыми коробками, как и с игрушками,
которые в них лежали. Пиаже считал, что дети действуют как «любознательные ученые» и
экспериментируют с объектами своего окружения, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.>
Стадии развития согласно Пиаже
Отчасти в результате наблюдений за собственными детьми Пиаже проявил интерес к
взаимоотношениям между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимодействиями
со средой. Пиаже видел в ребенке активного участника этого процесса, а не пассивного «реципиента»
биологического развития и навязываемых извне стимулов. В частности, по мнению Пиаже, ребенка
нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы
посмотреть, что получится («А что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?»; «А
что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?»).
В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» Пиаже называл их схемами
о том, как устроены физический и социальный миры. Встречаясь с новым объектом или событием,
ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (Пиаже называл это процессом
ассимиляции: ребенок пытается уподобить новое событие предсуществующей схеме). Если старая
схема оказывается неадекватной для ассимиляции ею нового события, тогда ребенок, подобно
хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (этот процесс
переделки схемы Пиаже называл аккомодацией) (Piaget & Inhelder, 1969).
Первой работой Пиаже в качестве психолога-аспиранта был «тестер» интеллекта, созданный по
Альфреду Бине, изобретателю теста на определение IQ (первые буквы слов intellectual quotient
коэффициент интеллекта.
Прим. перев.)
(см. гл. 12). Но затем Пиаже обнаружил, что его больше
|