- Экол. ф.: радиоактивное загрязнение
2. Фаза развития,
фаза социализации
Раннее детство, детство
(до взрослого возраста)
- Биол. ф.: инфекции
- Психол. ф.: когнитивные нарушения
- Соц. ф.: качественно неполноценная интеракция с
объектами привязанности
3. Фаза до
возникновения
расстройства
(продромальная
фаза)
- Биол. ф.: употребление психоактивных веществ
- Психол. ф.: перегрузка на работе
- Соц. ф.: потеря партнера
- Экол. ф.: повышенный уровень шума
4. Фаза после
возникновения
расстройства
- Биол. ф.; неадекватное назначение медикаментов
- Психол. ф.: недостаток стратегий совладания
- Соц. ф.: атмосфера в семье сообразно концепции
«выраженных эмоций» (Expressed Emotions)
- Экол. ф.: неадекватные жилищные условия
(1) Фаза 1. Пре- и перинатальная фаза. В этой фазе имеют значение следующие факторы
влияния:
- генетические, то есть наследственные факторы (см. главу 10);
- факторы влияния, начинающие действовать во время беременности (пренатальный период);
- факторы влияния незадолго до родов и сразу после них (перинатальный период: конец 28-й
недели беременности до 7-го дня жизни включительно; Pschyrembel, 1994).
Иногда состояния, которые мы наблюдаем при рождении, называются врожденными, при этом
ничего не говорится о том, обусловлены ли они генетически или внутриутробно. Сумма приведенных
здесь факторов влияния определяет в разной мере
условия дальнейшего развития для отдельных
индивидов. В генетике и в пре- и перинатальной психологии делаются попытки уточнить эти условия
для отдельных функций (например, интеллекта) или для отдельных расстройств. Сумма всех факторов
влияния фазы 1, имеющих отношение к какому-то психическому расстройству, в клинической области
называется по-разному: диспозиция или предрасположенность, диатез (см. ниже: Диатез-стресс-модель)
или уязвимость (ср. также фазу 2). Эти понятия описывают тот аспект личности, который содействует
возникновению какого-то расстройства, или, другими словами, риск, вероятность для данного индивида
заболеть определенным психическим расстройством.
(2) Фаза 2. Фаза социализации или фаза развития. Социализация (см. главу 14) это изменения
личности, вызванные влияниями со стороны других лиц и институтов (социального окружения) (Prenzel
& Schiefele, 1986). Когда речь идет в основном об источниках внутриличностных изменений
(созревание и т. д.), то часто это называют развитием (Flammer, 1988); однако понятие развития
используется и для всей совокупности всех изменений. В психоаналитическом учении о развитии фазу
социализации часто связывали с фазой раннего детства (от 0 до 5 лет). Сегодня развитие видится под
другим углом зрения и не ограничивается периодом детства, развитие рассматривается в
перспективе, как процесс всей жизни (life-span development). Под этим подразумевается, что на
протяжении всей своей жизни человек меняется под воздействием различных факторов влияния.
И все-таки применительно к возникновению расстройств представляется рациональным
рассматривать время раннего детства и детства как собственные временные периоды, когда влияние
может быть двоякого рода: вредоносное (например, неблагоприятный стиль воспитания в семье; о
понятии см. раздел 2.2) и защитное, то есть протективное (например, позитивные отношения в семье);
хотя подобные факторы действуют и во взрослом возрасте. Благодаря тому что факторов влияния
существует множество, риск заболевания может изменяться с течением времени. Теоретически риск
динамическая величина, не являющаяся константой ни на внутриличностном, ни на межличностном
уровне. Тем не менее при некоторых расстройствах (например, шизофрении) считается, что степень
риска заболевания устанавливается относительно рано, а с течением времени изменяется очень
незначительно. Очень важно определить соотношение между факторами влияния раннего детства и
факторами влияния, активизирующимися в более позднем, юношеском или зрелом, возрасте. Постулат
психоанализа о том, что психические расстройства у взрослых в значительной мере детерминированы
|