управляются симпато-адренергически, у этих пациентов вызвать очень просто.
4. Эмоции
С точки зрения психофизиологии, эмоции (например, страх, гнев, печаль, отвращение) это
синдромы реакций, которые вызываются дискретными событиями и манифестируются как минимум в
трех измеряемых системах, или индикаторных сферах, а именно: а) в вербальных выражениях о
субъективных переживаниях (субъективные компоненты), б) в моторном экспрессивном поведении
(компоненты поведения или выражения) и с) в вегетативных изменениях (физиологические
компоненты). Этот так называемый трехплоскостной подход (ср. Lang, 1985) осуществлялся как в
эмпирической психологии эмоций, так и в клинико-психологическом исследовании (ср. Ohman, 1987).
Несмотря на то что необходимость многоплоскостного анализа подчеркивалась не раз, многие
теории эмоций, как и прежде, исходят из имплицитной гипотезы психологии сознания: три этих
компонента реакции лишь периферическое выражение внутреннего эмоционального состояния,
которое якобы изоморфно с субъективным чувственным переживанием. Однако подобный взгляд
предполагает тесную ковариацию различных индикаторов эмоций; на деле же три системы реакции
лишь умеренно коррелируют друг с другом (проблема ковариации; Fahrenberg, 1982), то есть налицо
диссоциация между различными индикаторными плоскостями.
Особенно явно диссоциация между различными индикаторными плоскостями проявляется при
тревожных расстройствах; клинические исследования подтверждают, что субъективно переживаемый
страх, актуальное поведение избегания и вегетативные реакции диссоциированы. Кроме того,
изменения, которые достигаются лечебными мероприятиями в различных системах реакции, протекают
десинхронно. Ланг и Лазовик (Lang & Lazovik, 1963) обнаружили, что при систематической
десенсибилизации у лиц, страдающих боязнью змей, сначала исчезает поведение избегания и лишь
много позднее происходит редукция субъективно переживаемого страха. Для этиологии различных
психопатологических феноменов имеют значение также данные исследований интервенции; ниже мы
представим это на примерах объяснительных моделей возникновения фобий.
Ранние объяснительные подходы теории научения к фобиям исходили из того, что реакции
страха возникают путем классического обусловливания и поддерживаются инструментальным
обусловливанием (к дискуссии ср. Hamm, 1997). Этой модели противоречит не только вышеупомянутая
диссоциация страха и избегания, точно так же трудно объяснить возникновение реакции страха,
придерживаясь традиционного SR-научения (CS как субститут для US). Обусловливание по Павлову
создает гораздо более сложные поведенческие адаптации, чем простая репродукция UR или нескольких
ее составляющих (обзор у Vaitl & Hamm, 1998). Изменения поведения, вызванные посредством CS,
могут даже быть противоположны изменениям, вызванным UR. Так, например, у подопытного
животного UR на аверсивный стимул заключается в ажитированной гиперактивности с учащением
сердцебиения, a CR в двигательной заторможенности и замедлении частоты сердцебиения. Поэтому
более новые объяснительные подходы теории научения к возникновению страха отходят от
традиционной концепции субститута SR-научения и основываются скорее на том, что в результате
процесса обусловливания образуются ассоциативные связи (SS-научение) между интернальными, или
центральными, репрезентациями CS и US. Благодаря этим ассоциативным связям CS приобретает
способность активировать «US-память» (Pearce & Hall, 1980) (см. прим. 13.1).
Примечание 13.1. Психофизиологическая исследовательская методика в экспериментальной
психопатологии (тревожные расстройства)
Постановка вопроса
Основываясь на психофизиологических концепциях эмоций, при этих исследовательских
подходах пытаются вызвать, экспериментально или in vivo,
реакцию тревоги или страха и
зарегистрировать различные индикаторные переменные этой аффективной реакции. Как правило,
сравниваются либо пациенты и здоровые лица, либо реакции до и после терапевтической интервенции.
Прежде всего требуется ответить на вопрос: какая среда вообще индуцирует страх и не приводят ли
символические репрезентации пугающей ситуации к примерно тем же изменениям в различных
плоскостях манифестации, что и конфронтация с реальным событием как таковым.
Методы
Конфронтация с помощью изображений, воображения пугающих ситуаций, экспозиции in vivo.
Результаты
|