Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 947 
Next page End  

3. Расстройства — следствия истории
не преодоленных инстинктов: психоаналитическая
модель
3.1. Общие психоаналитические гипотезы возникновения неврозов
Фрейд был первым, кто составил всеобъемлющую психологическую модель, объясняющую
развитие и поддержание психических и психосоматических расстройств, и эта модель долгое время
оказывала влияние на психиатрию и клиническую психологию. Интерпретируя жизнь как реализацию
последовательных задач развития, психоанализ сформулировал гипотезы о задачах развития,
специфических для фазы раннего детского возраста. Помимо этого, в психоанализе разрабатывались
гипотезы о том, как проблемы совладания, специфические для фазы, сказываются на последующем
развитии психических расстройств. Уязвимость, типичная для конкретной фазы варьирует у разных
индивидов и обусловлена генетико-конституциональными различиями. Важнейшие факторы, влияющие
на предрасположенность к какому-то более позднему расстройству, — это особые характеристики
отношений ребенок—мать—отец. Социальный стержневой конфликт психоанализ видит в эдиповой
констелляции. Расстройство нередко проявляется только во взрослом возрасте, когда достигнутая к
этому времени психодинамическая организация расшатывается новыми, внутренними и внешними,
событиями. Психоанализ понимает психические расстройства как результат нереализованных задач
развития, обусловленных биологически. Для успешного развития либидо — а оно, по Фрейду (Freud,
1905), проходит оральную, анальную, фаллическую, эдипову и генитальную фазу — ребенок нуждается,
с одной стороны, в удовлетворении своих потребностей, соразмерном его развитию, а с другой стороны
— в соразмерных же развитию отказах в удовлетворении потребностей. Внешние и внутренние условия
дополняют друг друга, и чем сильнее конституциональные протективные диспозиции, тем массивнее
должны быть вредные внешние факторы, чтобы возникли фиксации. Важнейшей категорией
расстройств, исследованной Фрейдом, являются неврозы. Под неврозами в психоанализе понимают
психогенные расстройства, «симптомы которых — символическое выражение психического конфликта,
причины которого нужно искать в истории детства субъекта; симптомы представляют собой
компромиссные образования между желанием и защитой» (Laplanche & Pontalis, 1973, S. 325).
Основные формы неврозов — истерия, фобии, неврозы навязчивых состояний и депрессии. Ниже мы
используем понятие невроза как центральное понятие психоанализа, хотя в МКБ-10 и DSM-IV оно уже
не является классификационной единицей.
Согласно первоначальной психоаналитической модели, к особым условиям, толкающим «Я» в
невротический конфликт, принадлежат травматические ситуации;
они и являются поводом для
возникновения невроза. Так как от внутренних раздражителей (инстинктов), в отличие от внешних
раздражителей, организм не сразу экранируется посредством «защиты от раздражителя»,
инстинктивное побуждение может стать настолько сильным, что «Я» уже не способно без проблем
преодолевать напряжения в конфликтном поле, образованном интересами «Я», требованиями сверх-Я и
требованиями реальности, и тогда возникает травматическая ситуация. Травматическая ситуация
обычно вызывается каким-то внешним отказом, то есть задержка в удовлетворении инстинкта
обусловлена влиянием окружающей среды. Возможными реакциями на травматическую ситуацию
могут быть, в частности, фиксация, регрессия, вытеснение и развитие симптома — как компромиссного
образования между разными требованиями. Под фиксацией в психоанализе понимается задержка
либидо на инфантильных целях и объектах влечения. Регрессия означает реорганизацию либидо на
какой-то более ранней, менее дифференцированной ступени развития. Путем вытеснения «Я» пытается
под влиянием требований сверх-Я защититься от компрометирующих требований инстинкта (Freud,
1917). Защиту от внутренних и внешних угрожающих раздражителей личность приобретает в ходе
развития, формируя механизмы защиты. Дифференцированные выводы о наличии какого-то
специфического расстройства делаются с учетом условий, препятствовавших нормальному течению
социализации в различных фазах. Нарушения в конкретных фазах, взаимодействуя с генетической
конституцией, делают индивида уязвимым к конкретным расстройствам. Отдельные формы
расстройств понимаются в некотором роде как следствия нереализованных задач развития. В
психоанализе считается, что возникающий впоследствии стиль взаимодействия «Я» с инстинктивными
побуждениями и требованиями внешнего мира определяется специфической для фазы сексуальностью.
Оральный, анальный или генитальный характер оформляется как типичные структуры характера,
соответствующие истории инстинкта в данных психосексуальных фазах. В случае неудачи закрепляется
невротическая структура характера или появляется диспозиция к какому-то более позднему
Hosted by uCoz