Подавление детского стремления к автономии и спровоцированное окружающим миром излишнее
«сдерживание может привести к разрушительному и жестокому поведению обладания и навязчивому
поведению (...)» (Hoffmann & Hochapfel, 1995, S. 47).
Фаллическая фаза. Для фаллической, или эдиповой, или инфантильно-генитальной фазы
(дошкольный возраст, между 4 и 6 годом жизни) неопсихоанализ оспаривает постулированное
классическим психоанализом значение эдипова комплекса как причины более поздних расстройств.
Гофман и Хохапфель (Hoffmann & Hochapfel, 1995) отказались от того, чтобы связывать концепцию
страха кастрации и зависти к пенису исключительно с ориентацией на мужской пенис, и перенесли
центр тяжести своих размышлений на угрозу телесной целостности, более часто констатируемую в это
время как у девочек, так и у мальчиков. Главное в этой фазе идентификация с родителем своего пола,
или перенятие половой роли, процесс, который в существенной мере подвержен влиянию
культурных и семейно-специфических факторов. Он протекает (обычно) уже не в ограниченных рамках
диады матьребенок, но в рамках триады, где речь идет не только о безопасности, но также о
соперничестве и чувстве вины. Если эта задача развития не реализуется, то это, согласно
психоаналитическим представлениям, предрасполагает к тревожным расстройствам.
3.3. Некоторые гипотезы о до-эдиповском развитии «Я» и об этиологии симбиотических
расстройств и пограничных расстройств
Этиологическую идею, что будто бы причиной неврозов является неразрешенный эдипов
конфликт, а неврозы представляют собой некую обусловленную типичной для фазы психосексуальной
защитой регрессию или фиксацию, позднее расширили, в частности Шпитц, Малер, Когут и Г. и Р.
Бланк, которые, больше, чем Фрейд, уделили внимание ранним фазам до-эдиповского развития «Я» и
возникновению шизофрении. Эти авторы интерпретируют «Я» как процесс структурирования,
а его
развитие как нарастание способности к дифференцированию и интеграции. Предметы подобного
структурирования это, в частности, инстинкты, образы «Я», образы объектов и внешний мир. Первая
фаза этого процесса называется симбиотической фазой (или фазой «нормального аутизма»), в этой
фазе, согласно прежним гипотезам, Я и объект еще образуют некое единство, а константность объекта
еще не задана. Процесс организации здесь нацелен на высвобождение из симбиоза и индивидуацию; он
протекает во взаимодействии между матерью и ребенком, который тоже вносит в диаду свои
врожденные потенциальные возможности. По мнению вышеназванных авторов, все, что предлагается и
упускается в этом взаимодействии, последовательно репрезентируется в мышлении; развитие этой
репрезентации определяет идентичность «Я», которая более отчетливо проявляется на третьем году
жизни. Улыбка, страх перед чужими и семантическая коммуникация примеры индикаторов
различных уровней психической организации (Spitz, 1965). Они указывают на все более сложные и
более эффективные ступени функций «Я» с соответственно дифференцированными возможностями
общения с окружающим миром: сначала способность к либидозному овладению внешними
объектами, затем способность придавать конкретным объектам (матери) особенную ценность и,
наконец, способность символизировать окружающий мир и самого себя и строить взаимоотношения
на этом новом базисе. Достигнув определенной фазы, индивид может решать новые задачи развития. В
результате появляется все больше возможностей для процесса высвобождения и индивидуации (Mahler,
Pine & Bergman, 1975). Специфические для фазы умеренные фрустрации (Blanck & Blanck, 1980),
вероятно, облегчают процесс развития. Слишком сильные фрустрации нарушают дифференцирование,
приводят к дефектам развития в структурировании и предрасполагают в зависимости от фазы к
соответствующим психическим расстройствам. При пограничных состояниях, например,
предполагается, что в процессе высвобождения и индивидуации, возможно, не была достигнута
константность объекта, а значит, корни этого расстройства лежат в самой ранней фазе развития. Какое-
либо нарушение в симбиотической фазе проявляется, согласно этим взглядам, в симбиотической связи с
объектом при некоторых психотических формах нарциссизма у взрослых.
3.4. Эмпирические исследования психоаналитических гипотез
Психоаналитическая концепция развития и этиологии психических расстройств сначала
проверялась исключительно на клиническом опыте. На этой основе она получила широкий доступ в
сферы психиатрии, психотерапии и обыденной психологии. Между тем отдельные клинические
исследования конкретных случаев по многим причинам не могут рассматриваться как научное
|