В нашем столетии труд Боулби вместе с трудами Рене Шпитца привел к своего рода революции
в общении с детдомовскими детьми. Помимо этого, он стимулировал оживленную исследовательскую
деятельность в различных научных дисциплинах и в этом отношении оказался чрезвычайно
плодотворным. Наряду с направлением психологии развития, которое было продолжено,
дифференцировано и отчасти пересмотрено в работах Айнсворта в США и Гроссманна в Германии (ср.
Grossmann & Grossmann, 1986), эмпирически исследовались в первую очередь гипотезы о следствиях
депривации. Уже сам Боулби пытался подтвердить свои тезисы эмпирическими данными.
-
Работы по изучению стабильности и «социального наследования» признаков привязанности.
Данные последних исследований говорят об удивительной стабильности паттерна привязанности.
Долговременные исследования детей (первое измерение дети младшего возраста; второе измерение
подростки 16-17 лет) показывают стабильность паттерна привязанности у 77%. Кроме того, можно
констатировать отчетливую связь признаков привязанности у ребенка с таковыми у матери (ср. Benoit &
Parker, 1994). В метаанализе (см. Van Ijzendoorn, 1995), сделанном на 18 различных выборках, 7% детей
можно было соотнести по качеству их привязанности (уверенныйнеуверенный), выявленному на
основании теста «незнакомая ситуация», с признаками привязанности матери (когерентный
инкогерентный).
-
Работы по изучению связи «внутренних рабочих моделей» с расстройствами. То
обстоятельство, что внутренняя рабочая модель привязанности практически не осознается индивидом,
делает ее резистентной к изменениям. Рабочая модель регулирует ожидания, оценки и внешнее
поведение, обеспечивающее взаимоотношения с другими людьми. Новые отношения (в том числе и
отношение матери к ребенку) организуются в соответствии с внутренними рабочими моделями. В
новейших работах эти гипотезы нашли некоторое первое подтверждение, в частности подтверждена
связь между типом расстройства у подростков и признаками привязанности матери (Rosenstein &
Horowitz, 1996). Некоторые авторы предложили даже новые таксономии для некоторых групп
расстройств, последовательно ориентируясь на концепцию привязанности (Zeanah, 1996).
-
Работы по изучению влияния заботы на расстройства. В обзорной статье о влиянии качества
заботы на этиологию и патогенез панических расстройств у взрослых Шер (Shear, 1996) констатирует,
что, судя по современным исследованиям, пациенты, страдающие паническими расстройствами, чаще,
чем нормальные люди, сообщают о каком-то нарушении отношения к родителям; среди них чаще
встречаются лица, потерявшие родителей, и уже в детстве они более часто обнаруживали страхи,
включая повышенный страх разлуки. Между тем все эти особенности можно установить и у лиц с
другими тревожными расстройствами, а в какой-то мере и с другими группами расстройств.
Критическая статья (см. Rutter, 1995), посвященная имеющимся в настоящее время результатам
соответствующих исследований, затрагивает и еще один аспект. Автор обращает внимание на проблему
непосредственного соотнесения признаков привязанности с расстройствами. В методической плоскости
в настоящее время слишком мало гарантирована надежность классификации признаков привязанности.
В будущем в теоретических и эмпирических исследованиях необходимо больше принимать во
внимание трудно регистрируемые взаимодействия с признаками темперамента и другими врожденными
особенностями детей.
4.3.2. Изучение вариантов депривации
Ниже мы приведем данные, относящиеся к трем вариантам депривации и обобщенные
Айнсвортом (Ainsworth, 1985); эти варианты могут проявляться в разном объеме, а также в сочетании
или по отдельности: количественно недостаточная интеракция, качественно нарушенная интеракция,
прерывистость интеракции.
4.3.2.1. Следствия количественно недостаточной интеракции
Первая форма тип количественно недостаточной интеракции.
Это касается как детей,
имеющих в своем распоряжении объект привязанности, но не в достаточном объеме, так и детей,
помещенных в детские дома или воспитательные заведения-интернаты, где налицо количественно
недостаточная интеракция. Экстремальный вариант количественно недостаточной интеракции
заниженное жизнеобеспечение ребенка и пренебрежение как одна из форм плохого обращения с
ребенком. Вследствие этого может наступить задержка физического, эмоционального, социального и
когнитивного развития, а также нарушение поведения (Wolfe, 1987). В случае пренебрежения надо,
|