Некоторое противоречие этим данным можно, пожалуй, увидеть в неоднократно доказанных
экспериментально феноменах «самоисполняющихся пророчеств». Согласно этому, установки в
отношении позитивных и негативных ожиданий изменяют собственное поведение по отношению к
другим. Предубеждения и стереотипы могут на самом деле изменить поведение человека, против
которого имеются эти предубеждения. Человек ведет себя в конце концов действительно так, как было
«напророчено».
Но даже если подход стигматизации и не объясняет причин отклоняющегося от нормы
поведения, он все-таки заставил обратить внимание на значимость социального восприятия при
девиантном поведении. В диагностике эти процессы, несомненно, играют роль. Существенный вклад
этих теорий состоит также в том, что они вскрыли проблему социальной оценки психопатологических
феноменов и диагностических категорий. Одной только стигматизации, разумеется, не достаточно,
чтобы вызвать соответствующие изменения поведения. Очевидно, необходима также прямая
интеракция участников, которая влияет на поведение другого в смысле «самоисполняющегося
пророчества».
3.2. Установки
До сих пор можно только догадываться, в какой мере определенные установки или установочные
процессы являются причинами расстройств или заболеваний. Установки скажем, установка на
адекватный способ преодоления проблемы выучиваются и в проблематичных ситуациях могут
активироваться в виде приобретенных когнитивных схем и тенденций поведения. Дети, которые видят в
семье, что родители «лечат» стресс психотропными препаратами или алкоголем, научаются
одновременно с этим и соответствующим установкам на здоровое поведение и поведение преодоления
стресса. В этом отношении выученные установки вносят свой вклад в формирование
дисфункционального поведения. В анализе поведения такие установки и ценности учитываются также
как составляющая переменных организма (O-переменных) в схеме SОRKC. При этом они
играют роль фильтра, через который модифицируется связь стимулов и реакций. Подобно другим
социально-психологическим факторам, установки и ценности, конечно, ни в коем случае не надо
рассматривать как единственные факторы влияния, но их влияние проявляется во взаимодействии с
другими факторами.
Установки существенно влияют также на такие расстройства, при которых, если не менять
поведение, то можно ожидать ухудшения физического состояния или хронизации. Яркий пример тому
курение. Правда, здесь установки, возможно, еще раньше способствуют формированию привычки
курить, но все-таки более заметную роль они играют при более поздней резистентности к изменениям в
сторону здорового поведения (Brehm, 1980), так же как, например, «когнитивный диссонанс» или
«реактантность» (Reaktanz).
Реактантность то есть воспринимаемое ограничение индивидуальной свободы и тенденция
клиента эту свободу вновь восстановить имеет особенно большое значение при директивных формах
терапии, потому что она противодействует усилиям терапевта и таким образом способствует
поддержанию расстройств. О роли реактантности в возникновении расстройств можно рассуждать лишь
умозрительно. Очень может быть, что реактантность способствует, например, возникновению
зависимостей у подростков или, противодействуя призывам использовать презерватив, препятствует
снижению риска ВИЧ. Правда, по этому поводу у нас нет эмпирически подтвержденных данных.
3.3. Теория атрибуции приписывание причин
Среди когнитивных теорий социальной психологии теорий о социальных условиях нашего
мышления центральное место занимают теории атрибуции. «Атрибуцией», или «каузальной
атрибуцией», называют процесс, в ходе которого собственным и чужим поступкам приписываются
определенные причины или основания (то есть они атрибутируются). Причем предмет этих теорий
не действительная причина какого-то поступка, а догадки, предположения или гипотезы, выдвигаемые
индивидами по поводу возможных причин. Такие направления, как поведенческая терапия (Lazarus,
1984), и прежде всего когнитивная терапия (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1981; Ellis, 1977), исходят из
того, что негативные или иррациональные мысли являются причинными для негативных
эмоциональных состояний и дисфункциональных способов поведения (Forsterling, 1986);
соответственно неправильные атрибуции способствуют возникновению расстройств. Вид
|