Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 947 
Next page End  

депрессией, которые часто привлекаются для экспериментальных исследований, выходят из своих
«депрессивных эпизодов» недели за три, и лишь некоторые из них прибегают к какой-либо терапии.
Согласно когнитивным теориям, дисфункциональные когнитивные стили или атрибутивные стили,
казалось бы, должны привести к хронизации состояния и препятствовать спонтанной ремиссии. Таким
образом, можно сказать, что модели атрибуции пока еще не достаточно проясняют этиологические
условия депрессии. Но в описательной плоскости с помощью моделей атрибуции можно
охарактеризовать довольно важные аспекты мышления при депрессии.
Для понимания эмоциональных реакций и специфических депрессивных когниций была
предложена (Teasdale & Barnard, 1993; Teasdale, 1993) теория взаимодействующих когнитивных
подсистем (ICS). Эти авторы различают два уровня значений — специфический и более общий, причем
последний особым образом отвечает за создание эмоций. «Когнитивная уязвимость» депрессивных
индивидов, находящихся в ремиссии, обнаруживается, например, в том, что при индуцированной
легкой депрессии они имеют более негативное видение самого себя. В то время как «пропозиционные
паттерны кода» («propositionale Code Muster») отражают специфические значения в смысле дискретных
понятий и их отношений друг к другу, «импликационные коды» («implicationale Code») отображают
значение в целостной плоскости, которое нельзя выразить непосредственно в языке. Эти «горячие»
когниции — в противоположность «холодным» когнициям, которые обычно больше принимаются во
внимание и которые можно ясно назвать, — отображают то, что называется «эмоциональным
интуитивным убеждением». Ему противостоит эксплицитное знание о реальном мире. Пытаясь
изменить дисфункциональные когниции, следовало бы учитывать особенно их «импликационные
значения» (implicational meaning), до сих пор слишком мало принимавшиеся во внимание, а не сводить
все только к рациональным «пропозиционным» значениям. Это значит, что при изменении таких
когниций надо принимать во внимание и сенсорные аспекты, такие как регистр голоса, мимика, осанка
и т. д., то есть невербальное выражение чувств. Это и есть связь между когнитивными теориями и
теориями выражения эмоций, и согласно этому подходу то и другое является необходимыми
составляющими для осуществления изменений.
3.4. Социально-когнитивная теория научения
Самовосприятие и ожидания относительно возможных будущих результатов собственных
поступков являются существенными элементами социально-когнитивных теорий научения. С помощью
этой модели можно проанализировать в первую очередь поведение избегания, фобические реакции,
сокращение социальных контактов и поведенческие дефициты. Модель предоставляет также
возможности для объяснения возникновения, или по крайней мере поддержания, поведенческих
дефицитов. Для этой цели Бандура (Bandura, 1982) предложил концепцию самоэффективности
(ожидания эффективности (собственной) деятельности и поведения) (self-efficacy expectation)
и
концепцию ожидания результата (response outcome expectation). Ожидание результата — когда человек
знает, что какое-то определенное поведение будет иметь желаемый эффект. Ожидание эффективности
подразумевает степень уверенности человека в том, что он в состоянии сам осуществить некое
поведение. Чтобы поведение или поступок осуществились, оба вида ожидания должны быть достаточно
высоки. По Бандуре (Bandura, 1982), эффекты позитивных или негативных ожиданий приводят к
следующим реакциям (см. рис. 15.2).
Ожидание результата
+
-
+
Уверенное адекватное действие
Социальная целенаправленная
активность
Протест
Жалобы
Смена среды
Ожидание эффективности
-
Самообесценивание
Отчаяние
Пессимизм
Апатия
Рис. 15.2. Эффекты ожидания результата и эффективности, воспринимаемого индивидом (по Bandura,
1982, S. 140)
Высокое ожидание эффективности от собственных действий и недостаточное знание об
адекватном поведении вообще (дефицитарное ожидание результата) вызывают, по Бандуре, социальную
Hosted by uCoz