Navigation bar
  Print document Start Previous page
 266 of 947 
Next page End  

не отличается от первоначальной теории подавления—сенситизации;
а вот Кроне (Krohne, 1996) со
своей теорией модуса преодоления открывает новое направление в исследовании личности. В его
подходе вигильность и когнитивное избегание представляют собой две обособленные переменные
личности. Оба понятия в отличие от дескриптивного параметра «подавление—сенситизация» вводятся
на экспликативной основе. Функция вигильности, то есть внимания — уменьшить неуверенность.
Когнитивное избегание же нацелено на то, чтобы отгородить организм от стимулов, вызывающих
возбуждение, и, таким образом, оно обладает превентивным действием. Объясняются обе тенденции
специфической выраженностью интолерантности к неуверенности и к эмоциональному возбуждению.
Многочисленные исследования в лаборатории и в полевых условиях показывают клиническую
адекватность этой модели, например, для использования ее при стрессовых реакциях до, во время и
после операций (Krohne, Fuchs & Slangen, 1994; Kohlmann, 1997).
4.2. Признаки совладания со стрессом (копинг) как опосредующий фактор
4.2.1. Концепции совладания со стрессом
Можно сказать, что особенности личности — это стабильные во времени и относительно
независимые от ситуации тенденции к психологическим реакциям. В так называемых концепциях
совладания со стрессом делается попытка осмыслить тот процесс, который начинается переработкой
информации и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. «Копинг» означает здесь
адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия.
Этому процессу впервые было уделено внимание опять же в психоанализе, где было введено
понятие защитных механизмов (ср. табл. 17.1). Зигмунд Фрейд и особенно Анна Фрейд, описали
различные формы защиты, которые все в конечном счете служат защите от страха.
Таблица 17.1. Основные психоаналитические защитные механизмы
По представлению Фрейда, Я под влиянием требований сверх-Я пытается отразить
компрометирующие требования инстинктов. В ходе развития человек выстраивает защитные
механизмы, чтобы уметь защититься от внутренних раздражителей, то есть не допустить угрожающие
раздражители до сознания.
Проекция
Желания или чувства, вызывающие страх, экстернализируются и
приписываются другим
Отрицание
Потенциально травматическая реальность не воспринимается как таковая
Рационализация
Для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснение, чтобы
избавить их от угрожающего содержания
Реактивное образование
Неприемлемые, угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируясь
в свою противоположность (например, агрессия — в заботливость)
Вытеснение
Мысли, образы или воспоминания, вызывающие страх, вытесняются в
бессознательное или ставится препятствие для их репрезентации в сознании
Регрессия
Переход какой-то формы психической организации на более раннюю
ступень, характеризующуюся более простыми структурами
Сублимация
Приемлемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинктов
в какую-либо несексуальную, общепринятую сферу (художественную,
интеллектуальную, социальную), где они могли бы раскрыться
Идентификация
Решение конфликта происходит посредством перенятия ценностей,
мировоззрений и т. д. какого-то другого лица
Более современные концепции — это прежде всего когнитивно-феноменологический подход Р.
С. Лазаруса, который, если рассматривать физиологические аспекты того, что происходит при стрессе
(Selye, 1976), вырисовывается как общий адаптивный синдром (A.A.S.). Подход Лазаруса отличается
также и от исследования критических жизненных событий в макроперспективе, где доступ к
стрессовому переживанию искали поначалу главным образом на основе объективных признаков
значимых событий. Лазарус (Lazarus & Launier, 1981) рассматривает стрессовую реакцию как результат
отношений между особенностями выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека
ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами
Hosted by uCoz