Navigation bar
  Print document Start Previous page
 284 of 947 
Next page End  

Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных
изменений путем воздействия на эмоции и поведение. На сегодняшний день внутри психологии мы
выделяем обычно три группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным
сферам: психологии труда и организационной психологии, педагогической психологии и клинической
психологии (ср. рис. 18.1); иногда они пересекаются друг с другом. В зависимости от разрешающей
степени можно определить и другие сферы интервенции с принадлежащими к ним методами, например
нейропсихологическая интервенция, психологическая интервенция в судебной сфере и т. д.
Рис. 18.1. Систематика методов интервенции
В рамках психологии труда и организационной психологии в последние десятилетия было
предложено множество методов интервенции, ныне широко используемых психологами-практиками,
например метод «дискуссионного тренинга» (Greif, 1976), который был разработан и оценен в контексте
психологии труда и организационной психологии, или так называемый «партиципативный
производственный менеджмент» (Kleinbeck & Schmidt, 1990) — концепция управления, основанная на
строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки.
Множество других методов возникло в целях улучшения социальных и коммуникативных способностей
или для повышения креативности (ср., например, Argyle's «Social Skills at work», 1987). В контексте
педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы, например научение,
направленное на достижение цели («mastery-learning»), которое вырабатывает принципы действия,
необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения (Ingenkamp, 1979); или
программы развития мышления у детей (ср. Klauer, 1989; Hager, Elsner & Hubner, 1995). Наиболее
широкий и трудный для обзора спектр методов интервенции — это сфера методов клинико-
психологической интервенции.
2. Методы клинико-психологической интервенции
Методы клинико-психологической интервенции представляют собой частное множество методов
психологической интервенции. Их некоторые характеристики представлены в табл. 18.1.
Таблица 18.1. Клинико-психологическая интервенция
Основные характеристики интервенции
(1) Выбор средств
Психологические средства, точка приложения которых
— эмоции и
поведение; они осуществляются в социальной интеракции между
помогающим и тем, кто ищет помощи
(2) Функции интервенции
Социальная гигиена и профилактика, лечение/терапия (в том числе
психотерапия), реабилитация. Функции связаны со здоровьем и
расстройствами/болезнями (психическими и соматическими)
Дополнительные характеристики
(3) Целевая ориентация
процессов
Для достижения изменений
(4) Теоретическое обоснование
Посредством теорий психологии
(5) Оценка
Экспериментальная проверка (особенно — проверка эффективности)
(6) Профессионализм действий
(1) Выбор средств, (2) специфические функции интервенции, (3) целевая ориентация, (4)
теоретическое обоснование, (5) экспериментальная оценка и (6) профессионализм действий. Признаки
Hosted by uCoz