Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных
изменений путем воздействия на эмоции и поведение. На сегодняшний день внутри психологии мы
выделяем обычно три группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным
сферам: психологии труда и организационной психологии, педагогической психологии и клинической
психологии (ср. рис. 18.1); иногда они пересекаются друг с другом. В зависимости от разрешающей
степени можно определить и другие сферы интервенции с принадлежащими к ним методами, например
нейропсихологическая интервенция, психологическая интервенция в судебной сфере и т. д.
Рис. 18.1. Систематика методов интервенции
В рамках психологии труда и организационной психологии в последние десятилетия было
предложено множество методов интервенции, ныне широко используемых психологами-практиками,
например метод «дискуссионного тренинга» (Greif, 1976), который был разработан и оценен в контексте
психологии труда и организационной психологии, или так называемый «партиципативный
производственный менеджмент» (Kleinbeck & Schmidt, 1990) концепция управления, основанная на
строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки.
Множество других методов возникло в целях улучшения социальных и коммуникативных способностей
или для повышения креативности (ср., например, Argyle's «Social Skills at work», 1987). В контексте
педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы, например научение,
направленное на достижение цели («mastery-learning»), которое вырабатывает принципы действия,
необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения (Ingenkamp, 1979); или
программы развития мышления у детей (ср. Klauer, 1989; Hager, Elsner & Hubner, 1995). Наиболее
широкий и трудный для обзора спектр методов интервенции это сфера методов клинико-
психологической интервенции.
2. Методы клинико-психологической интервенции
Методы клинико-психологической интервенции представляют собой частное множество методов
психологической интервенции. Их некоторые характеристики представлены в табл. 18.1.
Таблица 18.1. Клинико-психологическая интервенция
Основные характеристики интервенции
(1) Выбор средств
Психологические средства, точка приложения которых
эмоции и
поведение; они осуществляются в социальной интеракции между
помогающим и тем, кто ищет помощи
(2) Функции интервенции
Социальная гигиена и профилактика, лечение/терапия (в том числе
психотерапия), реабилитация. Функции связаны со здоровьем и
расстройствами/болезнями (психическими и соматическими)
Дополнительные характеристики
(3) Целевая ориентация
процессов
Для достижения изменений
(4) Теоретическое обоснование
Посредством теорий психологии
(5) Оценка
Экспериментальная проверка (особенно проверка эффективности)
(6) Профессионализм действий
(1) Выбор средств, (2) специфические функции интервенции, (3) целевая ориентация, (4)
теоретическое обоснование, (5) экспериментальная оценка и (6) профессионализм действий. Признаки
|