Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 947 
Next page End  

ориентированные на глубинную или гуманистическую психологию. Они считают психотерапию
отдельной дисциплиной, которая «подпитывается» от психологии, медицины, философии, теологии
(например, Pritz, 1996). Отсюда логично вытекает и их требование специальной профессиональной
подготовки по психотерапии (например, обучение в университете или вузе соответствующего профиля),
причем отдельные терапевтические направления чаще всего рассматриваются как существенные
структурные элементы. В Австрии эта позиция узаконена, в Швейцарии — в настоящее время
представлена частично, в Германии же этот дискуссионный вопрос не является первоочередным (см.
главу 19).
В смысле профессионального статуса, понятие психотерапии в настоящее время, пожалуй, стало
более важным, чем понятие клинической психологии, поскольку больничные кассы оплачивают
психотерапию, а не клинико-психологическое лечение. Поскольку психиатры в Германии занимаются
теперь и психотерапией, вместо понятий психотерапии и клинической психологии в научной
клинической психологии все чаще употребляют совокупное понятие «клиническая психология и
психотерапия» (во всяком случае, в немецкоязычных странах). Это расширенное понятие не содержит в
себе никакой новой ориентации, так как психотерапия всегда виделась частью клинической психологии,
но с точки зрения разграничения профессий это уточнение необходимо. Это уточнение нашло свое
отражение и в названии настоящего учебника, который в новом издании озаглавлен: «Учебник по
клинической психологии и психотерапии».
В научном отношении тесная связь психотерапии с психологией очень важна; расторжение этой
связи пошло бы во вред дальнейшему развитию психотерапии и затруднило бы то, что мы называем
«гарантией качества» (Baumann, 1995). Несмотря на тесную связь клинической психологии с
психотерапией, нельзя забывать о том, что в плане интервенции клиническая психология обладает
компетенцией, выходящей за рамки психотерапии, и эту компетенцию имеет смысл сохранять и
развивать (Humphreys, 1996).
2. История клинической психологии
Об истории клинической психологии мы можем сказать здесь лишь несколько слов, упомянув
важнейшие ее этапы (подробно см. Bastine, 1990; Pongratz, 1977; Routh, 1994; Walker, 1991; Freedheim,
1992). Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм
Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с
другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями
клинической психологии.
Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел
понятие клинической психологии (Routh, 1994). После получения ученой степени в Лейпциге он
вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета. В 1896 г. он
основал первую психологическую клинику (Psychological clinic) при университете Пенсильвании; в
этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном
обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью. В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The
Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни
медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической
деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. Хотя Уитмер и дал
название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины. В 1917 г.
несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических
психологов, которая в 1919 г. вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая
секция; в результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус,
притом что определения самой клинической психологии еще не было. Наряду с понятием клинической
психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах понятие Abnormal
Psychology (в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с 1907 г.), которое отчасти
применяется как синоним клинической психологии, а отчасти используется для психологических
дефиниций и этиологических теорий психических расстройств.
Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856— 1926), который
уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к
решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии.
Крепелин решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавших в психопатологии того
времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии. Большую роль
Hosted by uCoz