ориентированные на глубинную или гуманистическую психологию. Они считают психотерапию
отдельной дисциплиной, которая «подпитывается» от психологии, медицины, философии, теологии
(например, Pritz, 1996). Отсюда логично вытекает и их требование специальной профессиональной
подготовки по психотерапии (например, обучение в университете или вузе соответствующего профиля),
причем отдельные терапевтические направления чаще всего рассматриваются как существенные
структурные элементы. В Австрии эта позиция узаконена, в Швейцарии в настоящее время
представлена частично, в Германии же этот дискуссионный вопрос не является первоочередным (см.
главу 19).
В смысле профессионального статуса, понятие психотерапии в настоящее время, пожалуй, стало
более важным, чем понятие клинической психологии, поскольку больничные кассы оплачивают
психотерапию, а не клинико-психологическое лечение. Поскольку психиатры в Германии занимаются
теперь и психотерапией, вместо понятий психотерапии и клинической психологии в научной
клинической психологии все чаще употребляют совокупное понятие «клиническая психология и
психотерапия» (во всяком случае, в немецкоязычных странах). Это расширенное понятие не содержит в
себе никакой новой ориентации, так как психотерапия всегда виделась частью клинической психологии,
но с точки зрения разграничения профессий это уточнение необходимо. Это уточнение нашло свое
отражение и в названии настоящего учебника, который в новом издании озаглавлен: «Учебник по
клинической психологии и психотерапии».
В научном отношении тесная связь психотерапии с психологией очень важна; расторжение этой
связи пошло бы во вред дальнейшему развитию психотерапии и затруднило бы то, что мы называем
«гарантией качества» (Baumann, 1995). Несмотря на тесную связь клинической психологии с
психотерапией, нельзя забывать о том, что в плане интервенции клиническая психология обладает
компетенцией, выходящей за рамки психотерапии, и эту компетенцию имеет смысл сохранять и
развивать (Humphreys, 1996).
2. История клинической психологии
Об истории клинической психологии мы можем сказать здесь лишь несколько слов, упомянув
важнейшие ее этапы (подробно см. Bastine, 1990; Pongratz, 1977; Routh, 1994; Walker, 1991; Freedheim,
1992). Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм
Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с
другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями
клинической психологии.
Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел
понятие клинической психологии (Routh, 1994). После получения ученой степени в Лейпциге он
вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета. В 1896 г. он
основал первую психологическую клинику (Psychological clinic) при университете Пенсильвании; в
этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном
обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью. В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The
Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни
медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической
деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. Хотя Уитмер и дал
название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины. В 1917 г.
несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических
психологов, которая в 1919 г. вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая
секция; в результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус,
притом что определения самой клинической психологии еще не было. Наряду с понятием клинической
психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах понятие Abnormal
Psychology (в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с 1907 г.), которое отчасти
применяется как синоним клинической психологии, а отчасти используется для психологических
дефиниций и этиологических теорий психических расстройств.
Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856 1926), который
уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к
решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии.
Крепелин решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавших в психопатологии того
времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии. Большую роль
|