могут проявить свою специфическую психологическую компетентность. Поведенческая медицина
понимается как междисциплинарная область, которая занимается биопсихосоциальными аспектами
этиологии, эпидемиологии, диагностики, профилактики, терапии и реабилитации соматических
болезней. Вот некоторые примеры: интервенция при избыточном весе, курении, хронических болях,
головных болях, нарушениях сна, поведении типа А или интервенции в целях повышения жизненного
уровня при хронических болезнях, таких как рак или СПИД, и т. д. (Blanchard, 1992).
Согласно этой систематике, интервенция в психологии здоровья многократно пересекается с
интервенцией поведенческой медицины (B1, B2). При этом неважно, что дало повод к интервенции
соматическое заболевание или психическое расстройство (или необходимость их предотвращения), в
любом случае точка приложения клинико-психологической интервенции это поведение и эмоции.
Понятие психотерапия,
как правило, включает в себя клинико-психологическую терапию
нарушенных паттернов функционирования (A3b) или нарушенных интерперсональных систем (A3c)
при психических расстройствах; иногда понятие психотерапии относят и к лечению соматических
болезней (B3b, B3c), а бывает, что оно используется также для интервенций при клинико-
психологической реабилитации.
Невозможно определенно и точно расставить новые акценты и четко разграничить между собой
все новые и новые профессиональные отрасли, так как их развитие в сторону дифференциации
находится в постоянной динамике. Клиническую психологию мы понимаем как дисциплину, из которой
рождаются эти отрасли и которая образует более широкие рамки для профессиональной
дифференциации.
4. Структура главы об интервенции
В главе о методах клинико-психологической интервенции основное внимание уделяется
клинико-психологической интервенции нарушенных психических функций и психотерапии
нарушенных паттернов функционирования и нарушенных интериндивидуальных систем;
предупреждение и профилактика, а также реабилитация даны обзорно. Это совершенно отдельные
области, и их уже нельзя рассматривать с той же разрешающей степенью, что и терапию/психотерапию.
Тем не менее основные концепции терапии имеют значение и для профилактики и реабилитации. Кроме
того, мы ограничиваемся рассмотрением только психических расстройств и не имеем возможности, как
уже упоминалось, обсуждать профилактику, лечение/терапию и реабилитацию психологическими
методами соматических болезней (ср. психология здоровья и поведенческая медицина) (см. главу 1).
Следуя общей концепции книги, мы разбираем, во-первых, общие для всех расстройств аспекты
клинико-психологической интервенции и, во-вторых, обсуждаем ее применительно к отдельным
расстройствам. Общая часть V начинается данной главой, далее, в главе 19 рассказывается о
здравоохранении;
интервенция рассматривается здесь в макроперспективе; излагаются исторические,
социологические и институциональные аспекты профилактической, психотерапевтической и
реабилитационной интервенции. Следующая глава (глава 20)
о методике исследования клинико-
психологической интервенции.
Главы 21,
22 и 23 посвящены профилактике, психотерапии и
реабилитации.
Отдельная глава предусмотрена для психофармакотерапии (глава 24), так как
клинические психологи должны располагать основными сведениями в этой области, даже если они не
имеют права сами выписывать психофармакологические препараты.
Теоретические подходы (психоаналитический, бихевиористский, клиентоцентрированный,
супружеская и семейная терапия) излагаются по единой системе, с ориентацией на методы;
обоснование выбора форм интервенции можно найти в главе 22.1.
В специальной части книги рассказывается о соответствующих интервенциях при нарушениях
отдельных психических функций, паттернов функционирования и межличностных систем. Таким
образом мы хотим показать, что понятие клинико-психологической интервенции гораздо более
широкое, чем понятие психотерапии.
|