воздействие когнитивного переструктурирования дисфункциональных мыслей на настроение;
изменение избегающего поведения с помощью тренинга конфронтацией).
Все эти варианты дополняют друг друга и только как единое целое представляют собой
суммарный анализ процесса. Так, можно в течение нескольких терапевтических сеансов наблюдать
паттерны взаимодействия и сравнивать их друг с другом; в результате мы получим анализ (в течение
нескольких сеансов) паттернов течения (соответственно за сеанс). При комбинированном исследовании
процессауспеха соответствующие процессы, или аспекты, изменения следует представить суммарно,
в пересчете на продолжительность всей интервенции, и соотнести с успехом (например, для
исследования процесса: Bastine, Fiedler & Kommer, 1989; Greenberg & Newman, 1996).
Помимо специфической содержательной интерпретации процесса или процесса-успеха, они
должны быть уточнены по следующим четырем пунктам (Orlinsky, Grawe & Parks, 1994):
-
Перспектива наблюдения. Зависит от источника данных: пациенты, психотерапевты или
наблюдатели, не включенные в терапевтический процесс, могут по-разному видеть происходящие
процессы, и это следует учитывать при интерпретации.
-
Процесс терапии
процесс изменений. Терминологически следовало бы различать процесс
терапии (например, выводы об изменениях, происходящих в терапевтическом процессе, делаются с
ориентацией на гипотезы; см. главу 22.1) и процесс изменений (например, наблюдаемые изменения,
происходящие с пациентом в течение терапии, безотносительно конкретной теории).
-
ВременнОе течение
каузальное течение. Необходимо отличать описательные временнЫе
ряды от причинных цепочек.
-
Временной отрезок. Можно проводить микроанализ отдельных проявлений, а можно анализ
всей фазы лечения (см. выше), и то и другое анализ процесса.
Чтобы более точно исследовать взаимодействия, в рамках исследования процесса иногда
используют эксперимент, когда психотерапевт систематически варьирует определенные аспекты
действий и наблюдает соответствующие эффекты. Для исследования процесса существует множество
методов (Ogles, Lambert & Masters, 1996; Laireiter & Baumann, 1996): часто применяются опросники для
оценки терапевтического сеанса психотерапевтом и пациентом; для анализа терапевтического сеанса
можно позаимствовать из исследования взаимодействий методы сторонней (внешней) оценки. Чтобы
провести тонкий анализ, требуются дополнительные методы обследования и техники регистрации
(видео, аудио). Очень большую роль играет анализ невербального (например, Fassnacht, 1995; Wallbott,
1994) и вербального поведения (например, Kachele, Novak & Traue, 1989; Koch & Schofer, 1986; Schaap
et al., 1993; Schindler, 1991). Orlinsky, Граве и Паркс (Grawe & Parks, 1994) считают, что решающими
признаками исследуемого процесса являются: формальные (например, социальные рамки терапии:
понимание ролей), технические (терапевтическая интервенция), межличностные (терапевтические
отношения), внутриличностные (установка пациента по отношению к терапии), клинические
(терапевтическая реализация) и временнЫе аспекты (длительность терапии).
Для полноты информации при анализе процесса требуются электронная обработка данных и
адекватные, нередко мультивариантные, статистические методы (например, Russel, 1995; Gottman &
Rushe, 1993). То и другое сегодня реализуется очень разнообразно; для оценки данных привлекаются
среди прочего методы статистики единичных случаев (см. раздел 4.2); но можно оценивать результаты
и методами групповой статистики, используя соответственно характеристики отдельных процессов как
мультивариантный вектор данных для групповой оценки.
6. Методика тестовой фазы
Задача тестовой фазы (фаза III) обеспечить технику интервенции по возможности широкой
эмпирической базой. Во-первых, желательны так называемые мультицентрические исследовательские
работы, когда несколько учреждений составляют общий план эксперимента. Такой метод несет с собой
определенные проблемы (например, координация, стандартизация), на которых здесь мы не будем
останавливаться. Но не менее важна и репликация данных, проведенная путем независимых друг от
друга исследований (перекрестная валидизация). Кроме того, при реализации разных исследований
встает вопрос: как обобщить данные отдельных работ и какие рекомендации по лечению вытекают из
литературы. Ниже предлагаются два подхода: метаанализ и каталоги критериев, рекомендации лечения.
Оба подхода имеют значение также для интеграции данных фазы IV (практический контроль).
6.1. Метаанализ
|