интервенции: профилактика (глава 21), психотерапия (глава 22) и реабилитация (глава 23); в
дополнение к этому имеется глава о психофармакотерапии (глава 24). В главе о психотерапии пять
подразделов: один из них посвящен систематике (глава 22.1), остальные четырем основным
ориентациям, имеющим различные теоретические основы (подробно см. главу 22.1):
- подходы, делающие акцент на отношениях психотерапевта и пациента: психоаналитически
ориентированная психотерапия (глава 22.2); разговорная психотерапия (глава 22.3);
- подходы, делающие акцент на эмоциях и поведении: поведенчески ориентированная
психотерапия (глава 22.4);
- подходы, делающие акцент на межличностной системе: супружеская и семейная терапия (глава
22.5). Во всех главах общей части в качестве примеров приводятся отдельные расстройства, что
связывает общую часть со специальной.
4.2. Частные разделы книги
Как уже отмечалось, мы выходим за пределы традиционных классификаций расстройств, и
специальная часть учебника, посвященная отдельным расстройствам, состоит из трех разделов (VI
VIII). Нам кажется это особенно важным, поскольку психические расстройства структурируются не
только по МКБ и DSM;
в клинической психологии необходимо учитывать знания из других областей
психологии (особенно общей психологии).
Раздел VI. На самом нижнем уровне рассматриваются расстройства отдельных психических
функций человека. В этом отношении наш учебник соответствует классическим учебникам и
монографиям англоязычных стран (например, Eysenck, 1973), мы старались связать клиническую
психологию с общей психологией. По многим причинам мы не можем здесь обсуждать все возможные
функции и поэтому ограничились наиболее важными: моторика (глава 25), восприятие (глава 26),
память (глава 27), научение (глава 28), мышление/решение проблем (глава 29), эмоции (глава 30),
мотивация (глава 31), сон (глава 32), пищевое поведение (глава 33).
Каждая функция рассматривается в плане ее классификации, диагностики (глава 25.1),
этиологии/анализа условий возникновения (глава 26.2) и интервенции (глава 26.3). Таким образом,
специальная часть учебника не оторвана от основных проблем, общих для всех расстройств. В
соответствующих главах по этиологии/анализу условий возникновения дается описание и проводится
анализ условий возникновения нарушений функций в терминах языка описания соответствующей
функциональной модели. Насколько возможно, даются объяснения нарушенных паттернов
функционирования, комплексов (напр., депрессия на базе отдельных нарушенных функций
эмоциональное расстройство как базис депрессии).
Раздел VII. На более сложной ступени расположены расстройства паттернов функционирования.
Здесь обсуждаются: расстройства, обусловленные употреблением психоактивных веществ (глава 34),
шизофрения (глава 35), депрессивные расстройства (глава 36), тревожные расстройства (глава 37),
соматоформные и диссоциативные расстройства (глава 38). В этот раздел тоже включены подглавы о
классификации, диагностике (глава 34.1), этиологии/анализе условий возникновения (глава 34.2) и
интервенции (глава 34.3). Данные по эпидемиологии можно взять из общей главы об эпидемиологии
(глава 8), кроме того, они содержатся в соответствующих подглавах.
Говоря о нарушении функций и паттернов функционирования, можно не принимать во внимание
возраст пациента, особенно это касается этиологических теорий. Но в более специализированных
разделах вполне логично уделить внимание и расстройствам, имеющим возрастную специфику.
Поэтому мы включили главы о расстройствах у детей и подростков (глава 39) и у пожилых людей
(глава 40) (информацию о них можно найти также в подглавах о классификации/диагностике глава
40.1 и интервенции глава 40.2).
Раздел VIII. Психические расстройства можно рассматривать также применительно к
межличностным системам,
то есть системам, объединяющим две или более личностей. Здесь нас
интересуют прежде всего нарушения отношений и сексуальные расстройства, релевантные для малых
систем (глава 41), а также для двух более обширных областей: образования (излагается на примере
школы; глава 42) и работы (производственные организации; глава 43). Все эти системы
рассматриваются в плане их классификации, диагностики (глава 41.1) и интервенции (глава 41.2).
Подытоживая, можно сказать, что клиническая психология обладает весьма сложной структурой.
Особенно значимым является разграничение клинической и общей психологии и выделение различных
уровней (функция, паттерн функционирования, межличностная система). Таким образом, становится
|