Navigation bar
  Print document Start Previous page
 347 of 947 
Next page End  

тренинга и для изменения пищевого поведения, злоупотребления курением и пребывание на солнце, а
также для совладания со стрессом (обзор см. Schwarzer, 1992; Perrez & Gebert, 1994). Обзор
профилактических тренингов для родителей в целях оптимизации способов поведения, необходимых
для воспитания, можно найти у: Perrez, Minsel & Wimmer, 1985; Perrez, 1994.
Наиболее важными психологическими средствами при тренингах являются
повторение/упражнение, ролевая игра и ментальный тренинг. В ментальном тренинге отвлеченно и
образно представляются и проигрываются в воображении адекватные способы поведения в критических
ситуациях, — происходит как бы проверка действия в уме. Общий принцип тренинга — разделять
основную задачу на небольшие пошаговые действия.
Успешная тренировка, а также целенаправленно
назначаемое внешнее вознаграждение являются подкрепляющими стимулами.
Примером неспецифической, ориентированной на тренинг профилактической программы
является Фрайбургский тренинг профилактики стресса у супругов (FSPT; Freiburger
Stresspraventiontraining fur Paare) (Bodemann, 1997). Результаты новейших исследований эффективности
супружеской терапии показывают, что эта форма терапии действенна только в 40-50% случаев. Чаще
всего партнеры обращаются за профессиональной помощью слишком поздно. Профилактические
программы для супружеских пар стараются учитывать это обстоятельство и предупредить негативное
развитие партнерства целенаправленным позитивным влиянием на релевантные аспекты. Главными
предикторами долгосрочных качественных и стабильных отношений оказались три переменные: (а)
коммуникативная компетентность; (б) навыки в разрешении проблем и (в) компетентность в совладании
со стрессом (прим. 21.4).
Примечание 21.4. Фрайбургский тренинг профилактики стресса у супругов (Bodemann, 1997)
Содержание
Исходя из эмпирических результатов современного исследования стресса и партнерства во
Фрайбургском тренинге профилактики стресса у супругов принимаются во внимание следующие
аспекты:
(а) формирование более детального понимания стресса, его причин, форм проявлений и
следствий;
(б) обучение восприятию собственных стрессовых реакций;
(в) улучшение индивидуального совладания со стрессом за счет: более дифференцированной
оценки ситуации; избегания стресса; техник релаксации, антагонистической по отношению к стрессу;
повседневной деятельности и когнитивного переструктурирования;
(г) помощь в понимании стресса у партнера;
(д) собственное конструктивное сообщение партнеру о стрессе;
(е) формирование поддерживающего и совместного совладания со стрессом (диадический
копинг);
(ж) повышение восприятия собственных негативных способов коммуникативного поведения и
образование адекватной диадической коммуникации, формирование конструктивного поведения в
конфликтных ситуациях;
(з) развитие навыков и умений в решении проблем.
Далее обсуждаются такие вопросы, как взаимное уважение, толерантность, благородство и
справедливость в партнерстве.
Построение курса
Работа с короткими теоретическими вступлениями, диагностическими упражнениями,
примерами и конкретным интенсивным тренингом в ролевых играх с супервизией тренера.
Продолжительность курса 18 часов, он проводится по вечерам в конце недели (с пятницы до
воскресенья) или в течение шести недель соответственно один раз в неделю.
Оценка
-
Метод. К настоящему времени тренинг прошел научную проверку на эффективность более чем
на 200 парах. Оценочная методика охватывает четыре группы: (а) 60 пар, один раз прошедшие FSPT
(первая интервенционная группа); (б) 60 пар, участвовавших в FSTP, а затем в одном или двух
повторных или закрепляющих курсах (вторая интервенционная группа); (в) 30 пар, самостоятельно
закончивших тренинг с помощью пособий (библио-интервенционная группа), а также (г) 90 пар, не
проходивших тренинг (контрольная группа). Пары заполняли опросники за две недели до тренинга, а
потом спустя две недели, шесть месяцев, один год и два года после тренинга. Некоторые пары к тому
же участвуют в
видеосъемках конфликтного разговора, а также диадического копинга. В этой группы
Hosted by uCoz