Navigation bar
  Print document Start Previous page
 353 of 947 
Next page End  

когнитивно-поведенческие интервенции и, наконец, гуманистические. Но в целом и здесь эффекты
довольно скромные и варьируют от 0,32 до 0,20 (воздействие трех типов интервенции на редукцию
страха).
Программы по оптимизации установок и способов поведения, необходимых для воспитания, по
улучшению внутрисемейных коммуникативных взаимодействий нацелены на долгосрочные изменения,
и интервенции продолжаются несколько недель или месяцев, иногда включая и воздействие на
поведение ребенка (Dembo, Sweitzer & Lauritzen, 1985). Здесь тоже можно привлекать (квази)-
экспериментальные планы, важнейшим элементом которых (Cambell & Stanley, 1966) является
сравнение пре- и пост-измерений лечебных групп и контрольных групп и использование метода слепого
отбора (рандомизация). Вместо одновременно наблюдаемой (non-treatment) контрольной группы часто
используется ожидающая группа, которая получает лечение некоторое время спустя после окончания
тренинга в первой группе (например, Minsel & Quast, 1988). Подобный план с ожидающими и
контрольными группами Педро-Керрол и Коуен (Pedro-Carroll & Cowen, 1985) заложили в основу
продолжающегося свыше 10 недель тренинга для детей разведенных родителей. Они сравнивали 40
случайно отобранных детей тренинг-группы с 32 детьми ожидающей группы по величине успеха,
которая определялась на основании оценок учителей, родителей и собственных оценок.
Ориентированным на результат и процесс был тренинг совладания со стрессом (Schinke,
Schilling & Snow, 1987): 278 подростков, в возрасте в среднем 11,75 лет, рандомизированно
распределялись в группу тренинга и контроля. Тренинг состоял из восьми 50-минутных сеансов
навыков совладания со стрессом в течение 2 месяцев. Экспериментальным планом предусматривалось
помимо пре- и постизмерений непрерывное наблюдение подростков в течение сеансов тренинга и опрос
непосредственно после каждого тренинга. К оценке тренинга можно отнести и работу К¸ле и К¸ле
(Kohle & Kohle, 1988), в которой контролировалась к тому же и стабильность достигнутых изменений
путем катамнестических наблюдений.
Чем сложнее и долгосрочнее профилактическая программа, тем многообразнее источники
ошибок и тем сомнительнее доказательства, что множественные долговременные эффекты можно
объяснить конкретными факторами какой-то программы. Поэтому довольно многие теоретики и
методологи оценки считают необходимым использовать
более либеральные критерии исследования в
комплексных проектах. В частности (Cronbach, Ambron & Dornbusch, 1980), большее значение при
оценке комплексных программ приписывают внешней валидности, а не внутренней. Или предлагается
уделять больше внимания значению вненаучных источников знания, например учитывать богатый опыт
участников программы. Кук и Мэтт (Cook & Matt, 1990) предлагают для этого соответствующие
концепции, отчасти противоречивые.
И все же в отношении комплексных профилактических программ тоже существуют возможности
дать рациональную и более или менее эмпирически обоснованную оценку их эффектов и других
релевантных для действий признаков (таких, как признанность, затраты и т. д.). Как правило, в
комплексные программы тоже закладывается план с использованием контрольных групп, многократные
измерения, а также различные источники данных и методы их получения («multi-method-measurement»)
(ср. прим. 21.5).
Примечание 21.5. «Houston Parent-Child Development Center Program» (Johnson, 1988)
Постановка проблемы
Оценка программы «Houston Parent-Child Development Center Program» (cp. Johnson, 1988),
которая предназначена для улучшения школьной успеваемости, для снижения частоты поведенческих
расстройств и укрепления здоровья детей из бедных мексикано-американских семей; программа
предусматривала 2-летнюю интервенцию.
Метод
-
План эксперимента. Осуществлялся план контрольных групп с рандомизированным
распределением по группам; измерение проводилось многократно (пре-, пост-, 1-е катамнестическое и
2-е катамнестическое) при использовании различных измерительных инструментов и источников
данных. Вначале программа была направлена на годовалых детей. В течение восьми лет ежегодно
набиралась одна когорта из 100 семей. Эти когорты были сопоставимы по релевантным переменным и
одинаковы по половому составу годовалых детей.
-
Методы обследования. Постизмерение предусматривало, в частности, наблюдение в
видеозаписи взаимодействий мать-ребенок (Andrews et al., 1982). В 1-м катамнестическом измерении
(дети от 4 до 7 лет) источниками данных были матери, а во 2-м катамнестическом измерении (от 5 до 8
Hosted by uCoz