Изменение самооценки (self-
reevaluation)
Констатация того, как человек чувствует и мыслит о самом себе в
отношении какой-то проблемы: прояснение ценностей, работа
представления, коррективный эмоциональный опыт
Самоосвобождение (self-
liberation)
Принятие решения и убежденность по поводу изменения поведения,
укрепление веры в способность измениться: терапия принятия решений,
логотерапевтическая техника, техника мотивирования
Контробусловливание
(counter-conditioning)
Угашение проблемного поведения с помощью альтернативного
поведения: релаксация, десенсибилизация, тренинг уверенности в себе,
позитивное самоинструктирование
Контроль стимула (stimulus
control)
Избегание или борьба со стимулами, вызывающими проблемное
поведение: реструктурирование окружающих условий (например,
запретить себе алкоголь или вредные пищевые продукты), избегание
опасных ситуаций риска
Процедуры подкрепления
(reinforcement management)
Самоподкрепление и подкрепление со стороны желательного
поведения: договоры о строго определенных рамках поведения,
открытое или скрытое подкрепление, самовознаграждение
Отношения помощи (helping
relationships)
Доверие к тем людям, которые могут помочь: терапевтический альянс,
социальная поддержка, группы самопомощи
Облегчение выражения
эмоций (dramatic relief)
Умение обнаруживать и выражать чувства по поводу своих проблем и
их решения: психодрама, ролевая игра
Новая оценка окружающих
Определение того, как собственные проблемы отягощают окружающих:
тренинг эмпатии
Социальное освобождение
(social liberation)
Приобретение или закрепление конструктивного поведения в социуме:
выступление за права угнетенных, занятие активной, в том числе и
политической, жизненной позиции
В общей для всех теорий и методов модели (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992) фазы
изменений интегрированы с процессами. Эта модель исходит из того, что инициировать процессы
следует с учетом расстройства и фазы, в которой находятся пациенты. Если человек с тяжелыми
поведенческими проблемами пребывает еще только в первой или во второй фазе, а лечить его начинают
с четвертой, то прогноз будет плохой. Вышеназванные авторы различают две формы терапевтических
«несоответствий» между фазой (в которой пребывает пациент) и терапевтическим предложением: (1)
метод делает акцент на процессах той фазы, до которой пациент еще не дошел, или (2) фазы, которую
он уже прошел, например, пациент уже готов к фазе действия, а терапия сосредоточивается на
процессах, важных для фазы размышления. В том и другом случае прогноз неблагоприятный.
3.2. Психологические средства и процессы научения в психотерапевтических интервенциях
В предыдущем разделе уже назывались примеры методов/средств (Grawe, 1997; Prochaska,
DiClemente & Norcross, 1992), применяемых для активации терапевтических механизмов изменений в
разных видах терапии.
Этот процесс Прохазка, ДиКлементе и Норкросс (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992)
систематизировали, ориентируясь на эмпирический компонентный анализ характеристик пациентов и
их изменений во многих исследованиях во время различных фаз процесса. Результат систематизации
описательное различение процессов изменений на некоем среднем уровне абстракции, как отмечают
сами авторы.
Ниже мы эскизно представим вариант систематизации, ориентирующийся на конкретную
теорию, согласно которой процессом, лежащим в основе всех психотерапевтических изменений,
является научение. При этом можно увидеть некоторые соответствия с вариантами, представленными в
разделе 3.1. В этой классификации выделяют 7 типов психологических средств и соответствующие
процессы научения.
Процессы терапевтических изменений могут затрагивать либо в основном отдельные
психические функции (при тренинге функций), либо всю психобиологическую систему личности, а
значит, мотивационные, эмоциональные, когнитивные, моторные, психофизиологические,
биохимические и неврологические функции (при психотерапии). Некоторые виды психотерапии больше
|