ближе к обыденной психологии, чем к научной, например биоэнергетические методы или
организменная психотерапия. Классификация по школам отвергает единую теоретическую научную
референтную систему. Недостаток такой систематики ее неэкономичность, так как терапевтических
школ со временем стало очень много. Поэтому иногда они объединяются в «семейства школ», например
глубиннопсихологические подходы, поведенческие или когнитивные подходы, экзистенциально-
гуманистические подходы (Korchin, 1976). В таблице четыре разных теоретических терапевтических
подхода (по схеме Karasu, 1977) сопоставляются по нескольким критериям (см. табл. 22.1.4). Это
позволяет в сильно упрощенной форме представить, что характеризует разные подходы с точки зрения
их приверженцев.
Таблица 22.1.4. Четыре психотерапевтических подхода с точки зрения их приверженцев (ср.
Karasu, 1977)
Концепции
Глубиннопсихологи
ческий подход
(например, Фрейд,
Винникотт)
Подход
поведенческой
терапии (например,
Бек, Мейхенбаум)
Экзистенциально-
гуманистический
подход (например,
Роджерс, Гендлин)
Коммуникативно-
ориентированный
подход (например,
Вацлавик, Минухин)
Этиологическая
концепция
Ранние детские
инстинктивные
конфликты
Процессы
вытеснения
Дисфункциональная
история научения
Интеракция индивид
окружение
Неконгруэнтность
опыта и Я-
концепции
Расстройства как
выражение/следствие
дисфункциональных
коммуникативных
структур
Концепция
здоровья/
терапевтические
цели
Переработка
внутрипсихических
конфликтов «Там,
где было Оно,
должно стать Я»,
помочь пациенту
распознать
бессознательные
мотивы
Восстановление
навыков и умений
поведения и
переживания,
изменение
представлений о самом
себе, самоконтроль
Содействие
самоактуализации
«Fully functioning
person» (полностью
функционирующая
личность)
Создание
конструктивных
структур
коммуникации, поиск
и нахождение
дисфункциональных
структур
коммуникации и
помощь в их
реорганизации
ВременнАя
перспектива
терапии
Понять настоящее из
прошлого
Ориентирована на
настоящее
Ориентирована на
настоящее
Ориентирована на
настоящее
Психологические
средства
Интерпретация
свободных
ассоциаций,
феноменов переноса,
ошибочных
действий,
сновидений и т. д.
Тренировка, научение
за счет подкрепления,
габитуация, научение
по моделям,
когнитивное
переструктурирование,
психофизиологические
методы
Проявить эмпатию
и принятие, диалог,
Encounter (встречи)
(отчасти телесный
опыт)
Инструкция/
интерпретация
Таблица дает схематичное представление о некоторых аспектах и акцентах, в отношении
которых эти четыре группы терапии по их пониманию самих себя различаются теоретически. Разные
по-разному научно разработанные и обоснованные представления о своих собственных школах
внушают мысль о ярко выраженных различиях в целевых установках, воздействиях и методах. Однако
на практике, как не раз доказывалось, эти различия между подходами, да и гомогенность внутри
отдельных теоретических концепций не так очевидны (ср. Kiesler, 1966). Исследования среди
практикующих специалистов тоже показали, что многие психотерапевты не придерживаются какого-то
одного направления, но используют разные концепции (Garfield & Bergin, 1994).
Поэтому в
исследовании психотерапии постоянно возникают и обсуждаются такие концепции, которые не
ориентировались бы на психотерапевтические школы или терапевтические направления, а являлись бы
общими для всех школ. Об этом, в частности, говорит существование таких понятий, как интеграция,
эклектизм, общие/неспецифические факторы, общая психотерапия.
-
Интеграция.
Главная задача ее состоит в том, чтобы теоретически слить воедино разные
|