Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 947 
Next page End  

достаточными, ни необходимыми. Они характеризуют так называемую «позиционную концепцию»
разговорной психотерапии и образуют более абстрагированные эвристические рамки действий.
В центре внимания интервенций, ориентированных на отношения, стоят три следующие
базисные переменные (Rogers, 1957, 1972, 1973; ср. также Biermann-Ratjen, Eckert & Schwartz, 1995;
Bommert, 1987; Tausch & Tausch, 1990):
-
понимание за счет вчувствования или эмпатия (первоначально «reflecting of feelings», позднее
«accurate empathic understanding» или «accurate empathy»), на уровне техники это называется также
вербализацией содержания эмоционального переживания (VEE);
-
эмоциональная теплота или безусловное положительное принятие («unconditional positive
regard» или «warmth») и
-
подлинность или конгруэнтность («genuineness» или «congruence»).
Описанная таким образом позиция, ориентированная на отношения, реализуется в отдельных
вербально-коммуникативных действиях, через вербальное и невербальное поведение. При этом следует
принимать во внимание две перспективы: перспективу действующего психотерапевта, включая его
интрапсихические процессы, и перспективу клиента, который воспринимает (или может воспринимать)
реализуемые переменные.
На уровне конкретных терапевтических действий подлинность означает открытое, аутентичное и
спонтанное поведение психотерапевта, причем не только «для фасада»: он непринужденно и искренне
разговаривает с клиентом, если необходимо, и о своих собственных чувствах и мыслях (так называемое
«самораскрытие», см. ниже).
Эмоциональная теплота и свободное от условий, безусловное положительное принятие
подразумевают, что психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть, не требуя от него какого-то
определенного поведения. Терапевтическое принятие не нуждается в отдаче, даже если поведение
клиента никак невозможно одобрить или санкционировать. Эмоциональная теплота не должна также
быть властной.
Эмпатическое понимание включает в себя признание, принятие и сообщение о чувствах или
содержаниях переживания в относительных (внутренних) рамках собеседника. Психотерапевт пытается
отражать сказанное клиентом («reflecting of feelings») и вдобавок к тому, что клиент выразил
непосредственно, старается облечь в слова и сообщить ему составляющие переживания — как нечто
такое, что он, психотерапевт, считает понятным. Психотерапевт может также сказать здесь о том, что он
усматривает за наблюдаемым поведением и высказываниями клиента, особенно если это касается
резонирующих эмоциональных или мотивационных составляющих значения и участвующих когниций.
Как показывает в своих исследованиях Саксе (Sachse, 1992), для непосредственного терапевтического
успеха клиента решающими являются прежде всего точные эмпатические высказывания
психотерапевта «углубляющего» характера. Это нечто большее, чем простое отражение и
парафразирование, и в этом должно присутствовать точное тематическое отношение к высказываниям,
исходящим непосредственно от клиента.
Концепцию эмпатии дифференцировали, например, Эллиот и др. (Elliot et al., 1982) или Баррет-
Леннард (Barret-Lennard, 1981). У Баррет-Леннарда эмпатия базируется на трехфазном процессе: (1)
психотерапевт переживает эмпатию, (2) сообщает ее клиенту, и (3) последний воспринимает ее.
Воспринятая клиентом эмпатия теснейшим образом связана с терапевтическим успехом.
Уловить и выделить составляющие чувств и составляющие значений в высказываниях клиента и
точно воспроизвести их в текущей беседе — дело не простое. Для этих терапевтических «навыков»
требуются интенсивный тренинг в ходе терапевтического образования и последующая супервизия.
Для наглядности приведем отрывок беседы (прим. 22.3.1) (Sachse, 1996, S. 226). Другие
иллюстративные примеры по различным видам разговорной психотерапии можно найти у Swildens,
1991.
Примечание 22.3.1. Пример терапии
Выдержка из терапевтической беседы с 37-летней клиенткой (из Sachse, 1996, S. 226 и 241; у
Саксе высказывания клиентки и терапевтические интервенции комментируются также в отношении к
процессу разъяснения).
Кл. 1: Итак, теперь мы с моим другом будем жить вместе. Ее единственная реакция на это была:
«Надеюсь, ты знаешь, что делаешь».
Т. 1: Ваша мать относится к этому отрицательно?
Кл. 2: Да, она боится, что на меня свалится все домашнее хозяйство и я надорвусь и буду болеть,
Hosted by uCoz