биологические физиологические процессы, а с другой социально-культурные компоненты. Такой
способ рассмотрения нашел выражение в понятии биопсихосоциальной модели.
Функциональный анализ условий дает основу для определения цели и планирования терапии.
При этом для поведенческой терапии характерна высокая степень структурированности и открытости.
Цели терапии всегда определяются совместно психотерапевтом и клиентом, интервенции
осуществляются при ясной постановке по крайней мере краткосрочных терапевтических целей, и для
оптимизации/коррекции дальнейших шагов обязательной считается непрерывная проверка
эффективности. Подобная оценка особенно затруднительна, если целевые представления были
изложены в теоретических или диспозиционных понятиях (ср. Perrez, 1976); поэтому в поведенческой
терапии требуется, чтобы цели изменения были сформулированы по меньшей мере частично в
понятиях, описывающих наблюдаемые явления, тогда легче оценить цели.
На пути к достижению этих индивидуальных целей терапевтический процесс представляется
некоторым образом как пошаговый процесс решения проблем, в котором клиент активно участвует с
самого начала и который должен гибко ориентироваться на возможности развития соответствующего
клиента. Общая схема этого процесса представлена в 7-фазовой модели (Kanfer, Reinecker & Schmelzer,
1996) (см. рис. 22.4.2.).
|