тревожных расстройств, алкогольной зависимости, депрессии, булимии ср. табл. 22.4.1), в форме так
называемых терапевтических справочников,
можно охватить и затронуть только какую-то часть
условий возникновения проблемы, а именно специфическую для данного расстройства, т. е.
индивидуально-психологическую часть. При этом поддерживающие условия в социальном окружении
индивида иногда не так скрупулезно принимаются во внимание. А самое главное часто упускается из
виду, что цели терапии никогда нельзя формулировать, только основываясь на конкретной проблеме.
Цели гораздо больше зависят от индивидуальных ценностных представлений, личностно значимых тем
и нормативных представлений, а все это как раз не вытекает из описания проблемного состояния.
Поэтому применение руководств вызывает острые дискуссии (см. здесь Caspar & Grawe, 1994; Kohlke,
1992; Lieb, 1993; Schulte, 1991, 1994).
Таблица 22.4.1. Примеры выбора стандартных программ для различных картин расстройств
Депрессивные расстройства
- Когнитивная терапия депрессии (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1994)
- Когнитивная поведенческая терапия при депрессиях (Hautzinger, Stark
& Treiber, 1994)
- Преодоление депрессии. Когнитивно-поведенческая групповая
терапевтическая программа по P. M. Lewinsohn (Herrie & Runer, 1994; см.
далее в этой книге)
Шизофрения
- Групповая работа с родственниками пациентов, больных шизофренией
(Fiedler, Niedermeier & Mundt, 1986)
- Интегрированная психологическая терапевтическая программа для
пациентов, больных шизофренией (Roder, Brenner, Kienzle & Hodel,
1992)
Тревожные расстройства
- Паника: приступы страха и их лечение (Margraf & Schneider, 1990; см.
далее в этой книге)
- Боязнь открытых пространств: тренинговая программа для больных и
родственников (Mathews, Gelder & Johnston, 1988)
Уверенность в себе,
социальная компетентность
- Программа поведенческого тренинга для формирования социальных
умений (Feldhege & Krauthan, 1979)
- Групповой тренинг социальных умений (GSK) (Pfingsten & Hinsch,
1991; см. далее в этой книге)
-
Assertiveness Training Programm (ATP).
Тренинг уверенного поведения
и социальных умений (Ullrich & Ullrich de Muynck, 1976)
Партнерские, сексуальные
проблемы
- Программа поведенческого тренинга с супругами (Bornstein &
Bornstein, 1993)
- Проблемы партнерства: возможности преодоления проблем.
Поведенческо-терапевтическая программа для пар (Schindler, Hahlweg &
Revenstorf, 1980)
- Лечение сексуальных расстройств (Hoyndorf, Reinhold & Christmann,
1995; см. далее в этой книге)
Психофизиологические
расстройства
- Групповой тренинг, направленный на преодоление психосоматических
расстройств (Franke, 1991)
- Терапия головной боли (Blanchard & Andrasik, 1991)
- Совладание с болью и болезнью при ревматических заболеваниях
(Jungnitsch, 1992)
Нарушения пищевого
поведения
- Когнитивная поведенческая терапия при нервной анорексии и нервной
булимии (Jacobi, Thiel & Paul, 1996)
Несмотря на то что в руководствах по психотерапии описан «стандартизированный» образ
действий, он содержит индивидуализирующие черты: в руководстве регистрируются и описываются те
специфические для данного расстройства параметры, которые нужно учитывать при проведении
терапии. Таким образом, руководство представляет собой рекомендации какие именно стратегии по
решению определенной проблемы являются наиболее предпочтительными. Тем самым руководства не
дают психотерапевту пойти по ошибочному пути и направляют внимание пользователя на основные
моменты в пользу данного пациента (см. Beutler, Machado & Neufeldt, 1994; Wilson, 1996). Итак,
руководства и стандартные методы в поведенческой терапии не нужно понимать как
|