Navigation bar
  Print document Start Previous page
 411 of 947 
Next page End  

тревожных расстройств, алкогольной зависимости, депрессии, булимии ср. табл. 22.4.1), в форме так
называемых терапевтических справочников,
можно охватить и затронуть только какую-то часть
условий возникновения проблемы, а именно специфическую для данного расстройства, т. е.
индивидуально-психологическую часть. При этом поддерживающие условия в социальном окружении
индивида иногда не так скрупулезно принимаются во внимание. А самое главное — часто упускается из
виду, что цели терапии никогда нельзя формулировать, только основываясь на конкретной проблеме.
Цели гораздо больше зависят от индивидуальных ценностных представлений, личностно значимых тем
и нормативных представлений, а все это как раз не вытекает из описания проблемного состояния.
Поэтому применение руководств вызывает острые дискуссии (см. здесь Caspar & Grawe, 1994; Kohlke,
1992; Lieb, 1993; Schulte, 1991, 1994).
Таблица 22.4.1. Примеры выбора стандартных программ для различных картин расстройств
Депрессивные расстройства
- Когнитивная терапия депрессии (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1994)
- Когнитивная поведенческая терапия при депрессиях (Hautzinger, Stark
& Treiber, 1994)
- Преодоление депрессии. Когнитивно-поведенческая групповая
терапевтическая программа по P. M. Lewinsohn (Herrie & Runer, 1994; см.
далее в этой книге)
Шизофрения
- Групповая работа с родственниками пациентов, больных шизофренией
(Fiedler, Niedermeier & Mundt, 1986)
- Интегрированная психологическая терапевтическая программа для
пациентов, больных шизофренией (Roder, Brenner, Kienzle & Hodel,
1992)
Тревожные расстройства
- Паника: приступы страха и их лечение (Margraf & Schneider, 1990; см.
далее в этой книге)
- Боязнь открытых пространств: тренинговая программа для больных и
родственников (Mathews, Gelder & Johnston, 1988)
Уверенность в себе,
социальная компетентность
- Программа поведенческого тренинга для формирования социальных
умений (Feldhege & Krauthan, 1979)
- Групповой тренинг социальных умений (GSK) (Pfingsten & Hinsch,
1991; см. далее в этой книге)
-
Assertiveness Training Programm (ATP).
Тренинг уверенного поведения
и социальных умений (Ullrich & Ullrich de Muynck, 1976)
Партнерские, сексуальные
проблемы
- Программа поведенческого тренинга с супругами (Bornstein &
Bornstein, 1993)
- Проблемы партнерства: возможности преодоления проблем.
Поведенческо-терапевтическая программа для пар (Schindler, Hahlweg &
Revenstorf, 1980)
- Лечение сексуальных расстройств (Hoyndorf, Reinhold & Christmann,
1995; см. далее в этой книге)
Психофизиологические
расстройства
- Групповой тренинг, направленный на преодоление психосоматических
расстройств (Franke, 1991)
- Терапия головной боли (Blanchard & Andrasik, 1991)
- Совладание с болью и болезнью при ревматических заболеваниях
(Jungnitsch, 1992)
Нарушения пищевого
поведения
- Когнитивная поведенческая терапия при нервной анорексии и нервной
булимии (Jacobi, Thiel & Paul, 1996)
Несмотря на то что в руководствах по психотерапии описан «стандартизированный» образ
действий, он содержит индивидуализирующие черты: в руководстве регистрируются и описываются те
специфические для данного расстройства параметры, которые нужно учитывать при проведении
терапии. Таким образом, руководство представляет собой рекомендации — какие именно стратегии по
решению определенной проблемы являются наиболее предпочтительными. Тем самым руководства не
дают психотерапевту пойти по ошибочному пути и направляют внимание пользователя на основные
моменты в пользу данного пациента (см. Beutler, Machado & Neufeldt, 1994; Wilson, 1996). Итак,
руководства и стандартные методы в поведенческой терапии не нужно понимать как
Hosted by uCoz