Navigation bar
  Print document Start Previous page
 484 of 947 
Next page End  

после того, как выпрямительное движение (Vy) уже почти завершилось. Движение поднятия руки (M), в
свою очередь, начинается только после окончания движения ходьбы. Три компонента движения у
пациентов с синдромом Паркинсона почти полностью рассогласованы. Результат — отчетливое
замедление движения. Таким образом, существенный аспект двигательного расстройства у пациентов с
синдромом Паркинсона следует видеть в том, что при выполнении сложных движений нарушена
координация отдельных двигательных программ.
---
3.2. Расстройства регуляции
В большинстве случаев движения, адекватные окружающему миру, совершаются благодаря
зрению. Эта зрительно-моторная координация представляется нам в норме чем-то само собой
разумеющимся и тривиальным. Однако ее развитие зависит от наличия определенных условий (ср.
Heuer, 1983, S. 26-29) и может быть нарушено. Кажущаяся естественность некоторых функций, таких
как зрительно-моторная координация, очевидно означает не то, что система, реализующая эти функции,
проста и здорова, а лишь то, что ее активность не сопровождается сознательным переживанием.
Очень специфическое зрительно-моторное рассогласование имеет место при оптической
атаксии, которая обычно является следствием повреждения задней области теменных долей (Newcombe
& Ratcliff, 1989). Пациенты не в состоянии схватить рукой какой-либо объект. В зависимости от
локализации мозгового повреждения это расстройство может затронуть только одну руку, только одну
половину лица или только одну специфическую комбинацию руки и половины лица (Rondot et al.,
1977).
Оптическая атаксия не является моторным расстройством в узком смысле слова. В
противоположность кинетической атаксии движения сами по себе плавны и не нарушены (Jakobson et
al., 1991). Не является она и нарушением правильного восприятия, так как пациенты более или менее в
состоянии описать форму, местоположение и идентичность предмета (Jeannerod, 1988). Визуальное
воздействие и моторная компетентность сохранны, однако визуальная информация, очевидно, не может
использоваться для моторного управления.
Интересно, что бывает и обратный феномен: Гудэйл и Милнер (Goodale & Milner, 1992)
сообщают о пациентке с темпорально-окципитальным мозговым повреждением, которая не
распознавала величину и форму объекта, но, беря этот объект, раскрывала руку ровно настолько,
сколько требовалось в соответствии с его формой и величиной. Как и Унгерлейдер и Мишкин
(Ungerleider & Mishkin, 1982), которые различают в мозге две отдельные визуальные системы, Гудэйл и
Милнер (Goodale & Milner, 1992) предлагают подразделять визуальную систему на систему восприятия
и систему действия. Темпорально-окципитальная система служит для идентификации объектов,
париетальная — предоставляет визуальную информацию для управления движением. Соответственно в
случае оптической атаксии имеется селективное расстройство париетальной системы.
3.3. Расстройства координации
В реализации определенного движения чаще всего участвует ряд мышц, которые должны
сокращаться в определенной последовательности и с определенной интенсивностью. При этом можно
говорить о некоторой толерантности к ошибкам, так как чаще всего один и тот же результат движения
может достигаться за счет разных паттернов сокращения, но, естественно, имеются и границы, за
пределами которых движение не удается.
Как происходит овладение трансформацией тела и что для этого требуется, можно пояснить на
примере письма. Желаемый результат движения зависит от определенной формы движения, например
от начертания определенного штриха. При этом приходится иметь дело только с двумя
пространственными измерениями (если пренебречь движением карандаша, когда, начиная писать, его
опускают на бумагу). Но что касается задействованных суставов, то здесь число уже больше. Их мелкие
и быстрые движения едва ли доступны самонаблюдению. Координация работающих мышц в конечном
итоге осуществляется без какого-либо участия нашего сознания. Одно можно утверждать наверняка:
подобная система со многими компонентами, от которых требуется довольно точная совместная работа,
легко подвержена нарушениям. У детей или когда пишут не доминантной рукой, впрочем, наблюдается
упрощение трансформации тела и тем самым упрощение координации: дистальные пальцевые суставы
или запястье цепенеют и письмо осуществляется скорее за счет проксимальных суставов.
Hosted by uCoz