Обнаружение/распознавание; различение
вкусов и запахов; идентификация
Мюнхенский тест обоняния (Munchner Geruchstest)
В табл. 26.1.2 представлены основные методы обследования (подробное описание и оценку
отдельных методов см. у Cramon, Mai & Ziegler, 1993, Heilman & Valenstein, 1993, Lezak, 1995). Для
ряда элементарных функций имеются стандартизированные методы обследования, которые уже давно
применяются в процессе повседневной диагностики (например, проверка поля зрения, тест на остроту
зрения; аудиограммы и дихотические слуховые тесты; проверка тактильной чувствительности). Для
других областей методы обследования были разработаны лишь в последнее время. Программа VS
(Visual Spatial Performans) для зрительно-пространственных функций восприятия (Kerkhoff & Marquardt,
1993, Kerkhoff, Gencel & Marquardt, 1994) осуществляет измерения субъективных зрительных
вертикалей и горизонталей, оценку ориентации, длины, дистанции и позиции. Мюнхенский тест
обоняния (Kruggel,
1993) включает в себя определение порога обонятельной чувствительности,
регистрацию различения запахов, их узнавание и оценку (приятные/неприятные) и функции по
сохранению запахов в памяти. Seashore-Test проверяет способность к различению высоты и тембра
звука, ритма и т. д., а также функцию сохранения звукового материала. К сожалению, для некоторых
функций восприятия (зрительного и слухового узнавания) еще не существует достаточно проверенных
и пригодных для клинического использования методов. Ценные сведения по этому вопросу
предоставляют Крамон, Май и Цигер (Cramon, Mai & Zieger, 1993), Хейлман и Валенштайн (Heilman &
Valenstein, 1993) и Поек (Poek, 1989).
Следует отметить, что взаимосвязанные когнитивные нарушения (например, внимания или
памяти), а также нарушения речи или ручной моторики могут значительно повредить исследованию и
отчасти повлиять на результаты тестирования. Для диагностики сложных нарушений восприятия
(например, чтения, узнавания объектов) можно, в принципе, рекомендовать обследовать сначала
основные элементарные функции, чтобы отделить первичные расстройства от вторичных. Такой
диагностический подход наглядно представлен на примере двух форм нарушений чтения (нарушения
чтения, вызванного гемианопсией, и алексии) (см. прим. 26.1.1).
Рис. Тренинг функций: ребенок должен узнать форму предмета, не смотря на него. Тренинг
тактильного восприятия содействует развитию способности пространственного представления
4. Литература
Cramon, D. von, Mai, N. & Ziegler, W. (Hrsg.). (1993). Neuropsychologische Diagnostik. Weinheim:
VCH Verlagsgesellschaft.
Grusser, O.-J. & Landis, T. (1991). Visual
agnosias and
other disturbances of
visual
perception and
cognition. Boca Raton: CRC Press.
Hartje, W. & Poeck, K. (Hrsg.) (1997). Klinische Neuropsychologie (3. Aufl.). Stuttgart: Thieme.
Heilman, K. M. & Valenstein, E. (Eds.). (1993). Clinical Neuropsychology. New York: Oxford
University Press.
Hollwich, F. (1982). Augenheilkunde. Stuttgart: Thieme.
Kerkhoff, G., Genzel, S. & Marquardt, C. (1994). Standardisierte Analyse visuell-raumlicher
Wahrnehmungsleistungen. Untersuchungen zur Objektivitat, Reliabilitat und Validitat. Nervenarzt, 65, 689-
695.
|