Navigation bar
  Print document Start Previous page
 533 of 947 
Next page End  

информацией в тетради образуют удачную комбинацию. Имеющиеся в продаже электронные средства
для помощи в организации (работы, действий) и вспомогательные средства для припоминания
позволяют сохранять и использовать очень большое количество необходимой информации (например,
списки намеченных дел, идеи или договоренности). Некоторые приборы могут быть
запрограммированы так, чтобы напоминать о датах к определенному моменту ближайшего или более
позднего будущего. Многие из этих электронных приспособлений лишь в ограниченном объеме могут
применяться для реабилитации больных с повреждениями головного мозга, так как подобные приборы
предъявляют слишком много требований к своим пользователям (подробное изложение свойств,
которыми должны обладать такие приборы, см. у Kapur, 1995). Особенно хорошо ориентированы на
пациентов новые системы, передающие (по радио) новости в любое (по желанию больного) время. В
одной из таких систем индивидуальная помощь оказывается с помощью модема: информация сначала
поступает на радиостанцию, а оттуда — пациентам.
В специальной литературе вспомогательными средствами очень долго пренебрегали, уделяя
основное внимание внутренним стратегиям. Это было совершенно неправомерным, так как
вспомогательные средства представляют собой относительно надежный способ решения проблем
повседневной жизни, порожденных нарушениями памяти. Однако условием успеха является создание
оптимальных методов и их систематическое применение. Хороший пример такого тренинга
представляет собой случай, который описали Зольберг и Матеер (Sohlberg & Mateer, 1989b; ср. также
Sohlberg & Mateer, 1989а) (см. прим. 27.3.1).
Примечание 27.3.1.
Тренировка в использовании специальной книги как вспомогательного
средства памяти (Sohlberg & Mateer, 1989b)
Постановка вопроса
Возможности использования книги-памятки при наличии тяжелых когнитивных нарушений.
Пациент
Тренингу подвергся 19-летний пациент, который через год после черепно-мозговой травмы
страдал тяжелыми расстройствами памяти и обнаруживал другие когнитивные нарушения (нарушение
внимания, уровень интеллекта ниже среднего). Он был полностью зависим от своей семьи и нуждался в
круглосуточном наблюдении.
Интервенция
Тренинг проводился ежедневно в рамках общей программы реабилитации и имел иерархическую
структуру.
-
Фаза приобретения. Пациент заучил сначала значение разделов своей книги (ориентация,
дневник-памятка, календарь, намеченные дела, транспорт), а также узнал, как нужно вносить
информацию.
-
Фаза применения. Он заучил (в том числе и с помощью ролевой игры), когда и где должна быть
записана информация.
-
Фаза адаптации. Тренировалось и проверялось самостоятельное использование книги
пациентом в повседневной жизни.
Во время тренинга пациент получал непосредственную обратную связь о своих успехах, а также
различного рода помощь. Для каждой фазы тренинга операционально и с учетом критериев качества и
стабильности были определены цели, по достижении которых пациент переходил к следующей фазе.
Результаты
После шестимесячного тренинга пациент был в состоянии использовать свою книгу
систематически и самостоятельно. Когнитивные функции, зарегистрированные с помощью
психологического теста, не изменились (за исключением функции внимания, которая слегка
улучшилась). Однако пациент начал жить более-менее самостоятельной жизнью. Авторы предполагают,
что полученный навык играл здесь решающую роль (Sohlberg & Mateer, 1989b). Пациент продолжал
систематически применять книгу и через шесть месяцев после окончания тренинга.
---
Вспомогательные средства могут применяться при нарушениях памяти самой различной степени
тяжести, однако их относительная значимость увеличивается по мере возрастания степени тяжести.
Такая помощь, как показывает наш пример, и при самых сильных нарушениях памяти может
обеспечить высокую степень самостоятельности в повседневной жизни.
Однако применение вспомогательных средств часто наталкивается на противодействие со
Hosted by uCoz