Примечание 27.3.2. Пример использования PQRST-техники (Glasgow, Zeiss, Barrera & Lewinsohn,
1977)
Постановка вопроса
Может ли быть улучшена функция сохранения текстовой информации при использовании
стратегий? В исследовании, проведенном на основе единичного случая, модифицированная PQRST-
техника сравнивалась с «rehearsal»-стратегией.
Пациентка
Двадцатидвухлетняя студентка через три с половиной года после тяжелой черепно-мозговой
травмы (при высоком уровне интеллекта по тесту Векслера) испытывала трудности при запоминании
учебного материала. Ее основная проблема состояла в неспособности долговременно хранить
информацию (непосредственно после предъявления коротких текстов она могла вспомнить 88%, в
конце сеанса 54%, а через неделю 8% основного содержания).
Методы исследования
В течение двухнедельного «подготовительного» периода исследовалась функция запоминания
информации из коротких текстов, которые пациентка читала или прослушивала. При этом оценивались
свободное воспроизведение основного содержания и важных деталей и ответы на организованные по
типу теста вопросы по тексту. Тесты проводились сразу после предъявления, в конце сеанса, через 24
часа и через неделю.
Интервенция
После фазы тестов исследовалось воздействие двух стратегий лечения. Одна состояла в
многократном повторении информации («rehearsal»), а другая представляла собой слегка измененную
PQRST-технику (две первых фазы были скомбинированы; предлагались стандартизированные
вопросы). За четыре сеанса удалось проработать 4 текста, причем стратегии попеременно сменяли друг
друга. Под зависимыми переменными рядом со значениями «подготовительного» периода добавились
значения времени, которое требовалось на обработку. В дополнение к этому применялась PQRST-
техника для чтения газетных статей вне клиники. В качестве зависимой переменной была взята
собственная оценки достигнутых успехов.
Результаты
PQRST-техника оказалась значительно эффективнее повторения, а оно, в свою очередь,
оказалось эффективнее техники, применявшейся в «подготовительном» периоде. Также и вне клиники
пациентка добилась значительных успехов при применении PQRST-техники. Авторы указывают также,
что эта стратегия требует больших временных затрат.
---
Если, согласно только что процитированным работам, простое повторение новой информации
производит лишь незначительный эффект, то систематическое повторение спустя некоторый
оптимальный промежуток времени представляет собой чрезвычайно эффективную дополнительную
помощь при запоминании информации (Schacter, Rich & Stapp, 1985).
Подавляющее число терапевтических исследований посвящено изучению эффекта, оказываемого
образными представлениями на функции памяти и функции научения. Теоретической базой таких
исследований является теория двойного кодирования Пайвио (Paivio, 1971, 1986). С помощью тренинга
«двойного» сохранения (вербального и образного) могут быть использованы преимущества образной
репрезентации. Из этого проистекают и дополнительные возможности для вызова информации.
Единицы информации могут интегрироваться в образ и тем самым становиться наглядными. Их можно
упорядочить и облегчить тем самым припоминание какой-либо последовательности. Этот принцип
используется, например, в «Loci-Methode» (методе мест), при котором подлежащая запоминанию
информация откладывается в точно установленных пунктах вдоль мысленно воспроизведенного
известного пути (например, дорога на работу). Образные представления применяются также при
запоминании лиц и имен при помощи ассоциаций. При этом имя сначала транспонируется в картинку
(например, Herr Vogel «птица» изображение птицы), которая затем связывается с характерными
внешними признаками данной личности (например, густые брови) птица с густыми бровями. На этом
примере уже отчетливо видны трудности, с которыми можно столкнуться при использовании данного
метода: не каждое имя легко переделать в картинку и не каждое лицо обладает особыми приметами.
Если исходить из того, что двойное кодирование (вербальное и образное) приводит к улучшению
функций памяти, то возникает вопрос, выигрывает ли память от использования дополнительных форм
|