Navigation bar
  Print document Start Previous page
 539 of 947 
Next page End  

повседневных трудностей (например, сохранение актуальных новостей из средств масс-медиа) и
передачи новой информации, которыми могли бы воспользоваться терапевты в случае необходимости
(какой метод, например, помогает больному с тяжелой формой амнезии лучше всего запомнить путь?).
Также и переменные, основные для обсуждаемых проблем генерализации, нуждаются в более точном
определении, например, значение различных компонентов тренинга метакогнитивного знания. Однако
развитие терапевтических стандартов непросто (как в содержательном, так и в методическом
отношении), так как наряду с нарушенными и сохранными компонентами памяти нужно учитывать
множество релевантных, оказывающих свое собственное влияние величин, таких как взаимосвязанные
нарушения функций головного мозга, личностные установки и предпочтения пациента, его социальное
окружение и т. п. (дискуссию о методах исследования см. у Kaschel, 1994).
Существует также потребность в изучении поведения и функциональных способностей больных
амнезией в типичных ситуациях повседневной жизни. Результаты такого исследования могли бы быть
привлечены в качестве основы для создания улучшенных стратегий по преодолению трудностей. В этой
связи должны были бы больше привлекаться знания о нарушениях, специфических с точки зрения их
этиологии и локализации (ср., например, Markowitsch, 1992; Parkin & Leng, 1993).
Психологическая реабилитация нарушений памяти была сконцентрирована преимущественно на
методах, направленных на улучшение функций памяти. Кроме того, в последние годы в рамках
исследований по «научению без ошибок» («errorless learning» (см. раздел 3.5.)) начали изучать условия,
которые мешают функционированию памяти. Такая стимуляция посредством учета или исключения
препятствующих факторов представляется особенно привлекательным полем будущих исследований в
области реабилитации.
5. Литература
Baddeley, A. D. (1984). Memory theory and memory therapy. In B. Wilson & N. Moffat (Eds.),
Clinical management of memory problems (pp. 5-27). London: Croom Helm.
Baddeley, A. D. & Wilson, B. A. (1994). When implicit learning fails: amnesia and the problem of error
elimination. Neuropsychologia, 32, 53-68.
Berg, I. J., Koning-Haanstra, M. & Deelman, B. G. (1991). Long-term effects of memory rehabilitation:
A controlled study. Neuropsychological Rehabilitation, 1, 97-111.
Brandimonte, M., Einstein, G. O. & McDaniel, M. A. (Eds.), (1996). Prospective memory: Theory and
applications. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
Craik, F. I. M. & Lockhart, R. S. (1972). Levels of processing: A framework for memory research.
Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 11, 671-684.
Engelkamp, J. (1990). Das menschliche Gedachtnis. Gottingen: Hogrefe.
Glasgow, R. E., Zeiss, R. A., Barrera, M. & Lewinsohn, P. M. (1977). Case studies on remediating
memory deficits in brain damaged individuals. Journal of Clinical Psychology, 33, 1049-1054.
Glisky, E. L (1995). Computers in memory rehabilitation. In A. D. Baddeley, B. A. Wilson & F. N.
Watts (Eds.), Handbook of memory disorders (pp. 557-575). Chichester: John Wiley & Sons.
Glisky, E. L., Schacter, D. L. & Tulving, E. (1986). Learning and retention of computer-related
vocabulary in memory-impaired patients: Method of
vanishing cues. Journal of Clinical and Experimental
Neuropsychology, 8, 292-312.
Goldstein, F. C. & Levin, H. S. (1995). Post-traumatic and anterograde amnesia following closed head
injury. In A. D. Baddeley, B. A. Wilson & F. N. Watts (Eds.), Handbook of memory disorders (pp. 187-209).
Chichester: John Wiley & Sons.
Green, M. F. (1993). Cognitive remediation in schizophrenia: Is it time yet? American
Journal
of
Psychiatry, 150, 178-187.
Harris, J. (1984a). Methods of improving memory. In B. Wilson & N. Moffat (Eds.), Clinical
management of memory problems (pp. 46-62). London: Croom Helm.
Harris, J. E. (1984b). Remembering to do things: a forgotten topic. In J. E. Harris &P. E. Morris (Eds.)
Everyday memory actions and absent-mindedness (pp. 71-92). London: Academic Press.
Hersh, N. A. & Treadgold, L. G. (1994). NeuroPage: The rehabilitation of memory dysfunction by
prosthetic memory and cueing. Neuropsychological Rehabilitation, 4, 187-197.
Kapur, N. (1995). Memory aids in the rehabilitation of memory disordered patients. In A. D. Baddeley,
B. A. Wilson & F. N. Watts (Eds.), Handbook of memory disorders (pp. 533-556). Chichester. John Wiley &
Sons.
Hosted by uCoz