3) Доминирование преобладающих реактивных тенденций. Значение этой концепции для
объяснения возникновения рассматриваемых здесь расстройств лучше всего может быть истолковано с
помощью уже упомянутого исследования Ньюмана, Паттерсона и Коссона (Newman, Patterson &
Kosson, 1987). Авторы исследовали способность отказываться от прежде подкрепляемых реакций,
чтобы избежать наказания. Исследование проводилось на психопатических и непсихопатических
заключенных-мужчинах в виде компьютерной игры таким образом, что варьировалась вероятность
(денежного) выигрыша или проигрыша. Реакции испытуемых вначале поощрялись с достаточно
высокой вероятностью, уровень этого подкрепления постепенно уменьшался, пока в конце концов не
достиг нуля. Психопатические индивиды были в меньшей степени способны согласовывать свои
реакции с фактическим ситуативным подкреплением, хотя они вполне осознавали изменение долей
подкрепления. Этот результат объясняется неспособностью психопатических лиц к автоматической
центрации внимания и доминированием определенной существующей реактивной тенденции (Newman
& Wallace, 1993). Поэтому психопатические лица не в состоянии почти автоматически уделять
внимание имплицитным подготовительным стимулам, которые получаются в результате их действий, и
управлять своим поведением согласно процессу.
3.4. Утрата эффективности подкрепляющих стимулов
Один из основных признаков депрессии заключается в сильно сниженной поведенческой
активности (например, ограниченное участие в общественной жизни, низкая коммуникабельность,
пониженная сексуальная активность, отсутствие аппетита, психомоторное замедление, недостаточное
внимание, уделяемое своему внешнему виду) и в общей потере интереса. Следовательно,
возникновение депрессии может быть связано с недостаточной эффективностью подкрепляющих
стимулов. Многофакторная этиологическая модель (см. Hautzinger, Stark & Treiber, 1992) объясняет это
нарушением привычных действий, произошедшим вследствие критических и стрессовых событий, а
также сопутствующих или предшествующих критических жизненных событий (например, прежних
утрат, неблагоприятного семейного опыта). Поэтому возникает порочный круг, содержащий
автоматизированные негативные паттерны интерпретаций, повышение внимания к самому себе и
урежение дисфорического настроения. Вероятность позитивного опыта становится все меньше и
меньше; охваченный такими настроениями человек фактически «учится» воспринимать свое
социальное окружение как мало удовлетворительное и не способное оказать ему поддержку.
Другой тип низкой эффективности подкрепляющих стимулов можно наблюдать между
партнерами, находящимися в тесном взаимодействии (супругами, родителями и детьми), если они
пытаются принудить друг друга к полноценным отношениям с помощью паттерна негативного
подкрепления. Хотя прежде они (обычно) являлись источником взаимного позитивного подкрепления,
партнер может утратить свое свойство «быть подкреплением для другого» из-за потери своей
позитивной значимости. Такое взаимодействие характеризуется тем, что один партнер выражает свои
желания и требования все с большим и большим нажимом, форсированно и при случае пытается
добиться своего за счет угроз, в то время как другой партнер эти требования» игнорирует или
выполняет не полностью. Оба партнера по взаимодействию в зависимости от обстоятельств используют
наказания, чтобы добиться своей цели, и приучаются оценивать своего партнера в качестве источника
негативного подкрепления. Паттерсон (Patterson, 1982) описал это явление в виде «теории
принуждения» («coercion theory») и показал, что такому паттерну взаимодействия присущи
агрессивность и поведение по типу «оппозиции» и «упрямства».
4. Литература
Amelang, M. (1986). Fragebogen-Tests und experimentalpsychologische Variablen als Korrelate der
Personlichkeitsdimension Extraversion/Introversion (E/I) und Neurotizismus. In M. Amelang (Hrsg.), Bericht
uber den 35. Kongre? der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie in Heidelberg 1986 (Bd. 2,
403-416).
Gottingen: Hogrefe.
American Psychiatric Association.(1996). Diagnostisches und statistisches Manual psychischer
Storungen - DSM-IV (Deutsche Bearbeitung und Einleitung: Sa?, H., Wittchen, H. U., Zaudig, M.). Gottingen:
Hogrefe.
Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie (3. Aufl.). Berlin: Springer.
Brackney, B. & Karabenick, S. A. (995). Psychopathology and academic performance: The role of
|