дифференцированно и реалистично индивид воспринимает окружающий его мир и действует в нем.
Описание качества и уровня понятий может быть дано с помощью характеристик когнитивной
структурированности, при этом различают низкую и высокую степень структурированности. Низкий
понятийный уровень характерен прежде всего для таких заболеваний, как большая депрессия,
расстройства социального поведения, антисоциальное поведение и алкогольная зависимость.
Качество и дифференцированность мышления в значительной степени влияют на способность
принимать решения, так как решение проблем требует адекватной переработки релевантной
информации (включающей в себя, например, оценку, умение делать выводы, абстрагирование).
Следовательно, расстройства мышления с неизбежностью ведут к расстройствам способности решения
проблем. С другой стороны, люди с хорошими мыслительными способностями (например, обладающие
дифференцированной базой знаний, способные к быстрой переработке информации) лучше
разбираются в проблемных ситуациях, легче вырабатывают альтернативные точки зрения и находят
решения.
1.3. Расстройства способности решения проблем
На возникновение расстройств способности решения проблем могут (кроме уже названных
предпосылок, связанных с расстройствами мышления) влиять следующие четыре момента.
-
Негативное восприятие проблемы / недостаточная регуляция эмоций. При этом проблема
отягощается негативными, субъективными оценками (например, сниженным ожиданием
контролируемости, гневом), отчего проблема представляется более сложной и непонятной, а потому
вырастают и «затраты» на ее решение. Представление о самой проблеме и о целях, которые должны
быть достигнуты в первую очередь, становится все менее ясным, а склонность к поспешным и
неадекватным реакциям повышается. Такое положение дел характерно прежде всего для лиц,
находящихся в состоянии депрессии (DSM-IV Nr. 300.4) и тяжелого кризиса (острое стрессовое
расстройство, DSM-IV Nr. 309.81).
-
Недостаточное понимание проблемы. Социальные и повседневные проблемы, как правило,
являются открытыми и многозначными, следовательно, требуют активных усилий, чтобы разобраться в
их возникновении и «создать соответствующее проблемное пространство». Однако лица с
психическими расстройствами склонны к неконтролируемым, импульсивным выводам, поверхностному
восприятию информации и к суждениям, обусловленным их конкретным расстройством. Это
справедливо прежде всего для расстройств внимания и гиперактивности, расстройств социального
поведения, антисоциального поведения и зависимости от психоактивных веществ.
-
Недостаточная компетентность в решении проблем. В ходе решения какой-либо проблемы
возникают представления о различных возможностях ее решения, производится анализ их вероятных
последствий и принимается наиболее подходящее решение. В конечном счете необходимо реализовать
выбранное решение, причем гибко, с учетом цели и обратной связи. Люди с нарушенной психикой на
этой стадии часто испытывают затруднения, поскольку они либо не могут принять адекватное решение,
либо не могут его выполнить из-за отсутствия необходимых навыков. Это случается чаще всего при:
алкогольной зависимости, расстройстве социального поведения, антисоциальном поведении, большой
депрессии, дефиците внимания, гиперактивности и профессиональных проблемах. При этом лицам с
расстройствами, имеющими яркие внешние проявления (антиобщественным поведением), недостает
просоциальных или социально приемлемых навыков; пациентам с проявляющимися внутренне
расстройствами, напротив, не хватает мотивации и самоутверждения.
-
Недостаток способности усваивать и использовать знания. Решение проблем предполагает
наличие знаний различного рода, необходимых для понимания проблемы и для поиска способов ее
решения (хорошая ориентация в проблемном и поисковом пространствах). Следовательно,
ограниченные знания (например, из-за недостаточного предшествующего опыта и когнитивных
ограничений), а также недостаточное умение использовать имеющиеся знания (например, при сильном
эмоциональном стрессе) быстро приводят к нарушению способности решения проблем. Это происходит
прежде всего в случае умственной отсталости, шизофрении, большой депрессии, расстройства
социального поведения и трудностей в школе и на производстве.
2. Диагностика
Расстройства мышления и способности решения проблем диагностируются в основном с
|