Решение проблем заключается в изучении некоторого неудовлетворительного исходного
состояния и его целенаправленного изменения (см. Luer & Spada, 1990), что предполагает определенные
мыслительные акты в форме «длинной цепочки умственных операций». При решении проблем индивид
воспринимает свойства окружающего мира и репрезентирует их в проблемном пространстве; он
осознает, что его представления об окружающей действительности содержат недопустимые пробелы
(«барьеры» между осознанным актуальным состоянием и намеченной целью), и предпринимает
целенаправленные действия, чтобы преодолеть распознанные барьеры (например, осуществляет поиск
информации, анализирует исходную ситуацию; см. табл. 29.2.1).
Таблица 29.2.1. Моменты, обусловливающие нарушения решения проблем (излагается по D'Zurilla
& Goldfried, 1971; Luer & Spada, 1990)
Релевантная теория
Обусловливающие моменты
Конкретные моменты
Ориентация в действиях и
положении (Huhl, 1994)
Негативное восприятие
проблемы, недостаточная
регуляция эмоций
Проблема отягощается
негативными представлениями;
недостаточное количество
попыток решения
Формирование субъективного
проблемного пространства
Теория «проблемного
пространства»
Предварительное знание/
когнитивная
структурированность (Schroder et
al., 1976)
Недостаточное понимание
проблемы
Недостаточный поиск
информации
Недостаток знаний /
недостаточное когнитивное
структурирование
Неподходящее предварительное
знание
Эвристическая структура (Dorner,
1979)
Поисковое пространство
Недостаточные навыки и умения
для решения проблемы
Недостаточное продумывание
целей и средств
Недостаток знаний
Недостаточное предварительное
планирование
Компетентность в выполнении
Недостаток навыков
Недостаток знаний
Инертное знание (Renkl, 1996)
Actional control theory (Andersom,
1983)
Эпистемическая структура
(Dorner, 1979)
Недостаточная способность
классификации знаний
Недостаточная способность
использовать знания
Недостаток знаний
Недостаточное использование
имеющихся знаний
При решении проблемы необходимо исходить из того, что могут иметь место различные
сложные проблемы (Dorner, 1979; Luer & Spada, 1992):
1)
когнитивно-интеллектуальные проблемы (например, решение математических задач,
разработка плана действий) идентифицируются сравнительно легко. Их сложность зависит от того,
сколько препятствий должен преодолеть индивид, чтобы найти решение. В простейшем случае
известны цель и возможные варианты решения, так что необходимо только выбрать надлежащие
средства (например, спланировать поездку по железной дороге). В более сложном случае должны быть
определены исходное состояние проблемы и цель, которая должна быть достигнута, а также возможные
варианты решений (например, рассмотрение проблемы на системном уровне);
2) социальные проблемы относятся к сложным социальным и личностным ситуациям (например,
конфликты с друзьями; проблемы, возникающие на рабочем месте; затруднения, испытываемые при
поддержании контактов). Обычно они носят сложный, многоаспектный и открытый характер. Чтобы их
разрешить, необходимо взаимодействие с другими людьми (например, в виде бесед, совместных
действий; см. ниже).
Особое значение для клинической психологии имеют социальные и повседневные проблемы
(например, уход с места работы, которая чем-то не удовлетворяет, решение семейных проблем). Они
весьма сложны для решения, так как: 1) проблема из-за своей многоаспектности, сложности и неясности
может оказаться достаточно трудной для понимания, 2) вследствие этого «правильное» решение
|