37, 75-90.
Spivack, G., Platt, J. J. & Shure, M. B. (1976). The problem-solving approach to adjustment. San
Francisco: Jossey-Bass.
Swanson, H. L. (1988). Learning disabled children's problem solving: Identifying mental processes
underlying intelligent performance. Intelligence, 12, 261-278.
Sweeney, P., Anderson, K. & Bailey, S. (1986). Attributional style in depression: A meta-analytic
review. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 774-791.
29.3. Расстройства мышления и способности решения проблем: интервенция
Герхард Лаут
1. Введение
В то время как лица без каких-либо расстройств испытывают затруднения при решении лишь
серьезных (по своей сложности и многозначности) проблем, лица с психическими расстройствами
зачастую доходят до пределов своих возможностей уже при решении сравнительно простых задач.
Поэтому определенные методы интервенции призваны помочь таким людям настолько улучшить их
способности решать проблемы, чтобы они могли благополучно справляться с возникающими у них
проблемами и перегрузками. С этими методами интервенции (так называемой терапией решения
проблем или тренингом навыков решать проблемы) связана надежда на то, что возникшие нарушения
уменьшатся, а потенциальные нарушения будут своевременно предупреждаться. Эта надежда не
кажется необоснованной, так как рассматриваемые здесь методы интервенции обладают еще
несколькими достоинствами:
1) отдельные этапы разрешения проблемы определяются общей структурой решения проблемы,
а значит, могут быть гибко перенесены на различные области расстройств, проблемные ситуации и
группы лиц (универсальность);
2) хаотичные, невзаимосвязанные, сильно обобщенные и многоаспектные проблемы клиентов
поэтапно обрабатываются с учетом структуры решения проблемы (структурирование);
3) клиент на основании анализа беспокоящей его проблемы прорабатывает различные
возможности целенаправленных изменений возникших затруднений (проработка действий по
преодолению проблемы);
4) клиент осваивает методы самопомощи для большого числа проблемных ситуаций (усвоение
универсальной стратегии).
2. Виды интервенции
Расстройства способности решения повседневных проблем восходят к пяти наиважнейшим
причинам: 1) дефицитам в мышлении и при переработке информации; 2) негативному восприятию
проблем или недостаточной регуляции эмоций; 3) недостаточному пониманию проблемы; 4)
недостаточной компетентности в решении и 5) ограниченному запасу знаний или неумению
использовать имеющиеся знания. Методы интервенции ставят своей целью изменить эти
обусловливающие моменты и стремятся прежде всего к следующему:
- оптимизации процесса мышления (например, с помощью тренинга дивергентного или
дедуктивного мышления, тренинга общих когнитивных способностей);
- регуляции эмоций, для чего проводится инструктирование клиентов относительно методов
дистанцирования от проблем и обучение ожиданиям контроля;
- улучшению понимания проблемы за счет приобретения знаний, относящихся к проблемной
сфере, и содействия процессам социального восприятия;
- обучению навыкам и умениям, необходимым для решения проблем с помощью
непосредственного тренинга навыков решения (социальных) проблем;
- оптимизации усвоения и использования знаний с помощью развития памяти и тренинга
хранения более взаимосвязанной информации (например, с помощью образования ассоциативных
связей).
Эти методы интервенции представляют собой достаточно ограниченный набор терапевтических
модулей, который, правда, может быть дополнен другими терапевтическими мероприятиями.
|